Драконы смерти: в Аргентине раскопали нетронутый скелет ящера с размахом крыльев 9 метров

Это крупнейший из птерозавров, когда-либо найденных на этом материке

26 мая 2022
Так мог выглядеть дракон смерти.
Courtesy of Leonardo D. Ortiz David

Аргентинские палеонтологи во время раскопок в провинции Мендоса обнаружили двух крупнейших из когда-либо найденных в Южной Америке птерозавров. Рептилии оказались новым видом, которому ученые дали название Танатосдракон — то есть дракон смерти.

Летающие ящеры относятся к семейству аждархидов, живших в позднем меловом периоде — 146–66 миллионов лет назад. Они отличались огромными головами, иногда в разы больше короткого тела, длинными шеями и вместительным клювом, чтобы помещалась крупная добыча. Изначально считалось, что они ели только рыбу, но позже оказалось, что некоторые питались и наземными динозаврами.

Семейство аджархид включает как раз самых больших известных птерозавров. У обнаруженных в Мендосе размах крыльев достигает 9 метров — у старшей особи и 7 метров у второго, который, по словам специалистов, был еще юным. Пока неизвестно, являлись ли они родственниками. Но ученым удалось выяснить по останкам, что они были вместе и погибли одновременно 86 миллионов лет назад.

Полное название найденных ящеров звучит как Thanatosdrakon amaru. Слово amaru означает летающий змей на языке коренного народа кечуа, а еще это имя двуглавого божества инков.

Кецалькоатль — птерозавр позднемелового периода, самое большое из когда-либо существовавших летающих животных с размахом крыльев до 15 метров.
Sabena Jane Blackbird / Alamy

Находка была сделана в формации Плоттье. При жизни птерозавров там протекало множество рек, они сформировали отложения и слои из песчаников, аргиллитов и других пород, в которых теперь находят останки древних рептилий.

«Окаменелости находились в разной степени сохранности; некоторые целые, например обе плечевые кости, синкарпалии (сросшиеся кости стопы. — Прим. авт.) и спинные позвонки. Другие были фрагментарными, включая фаланги пальцев ног, локтевую кость, лучевую, бедренную кость и таз».

Авторы исследования отмечают: это большая редкость и удача, что останки находятся в таком хорошем состоянии, так как кости птерозавров очень хрупки, а размеры огромны — ранее их находили только раздробленными на маленькие фрагменты.

Сохранившиеся трехмерные элементы, по словам экспертов, помогут сделать новые открытия в изучении палеонтологии позвоночных. Окаменелости перенесены в лабораторию музея динозавров в Национальном университете Куо в Мендосе, для посетителей сделаны слепки, чтобы сами останки можно было продолжить изучать. Статья с большими подробностями о виде драконов смерти готовится к публикации в сентябре.

Регион, где ведутся раскопки, уже известен палеонтологическими открытиями, в том числе динозавров — шесть лет назад там нашли зауропода, который тоже отличается гигантскими размерами и является одним из крупнейших в мире.

Использованы материалы Live Science.