Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Дополненная реальность: что художник Жак Луи Давид дорисовал в угоду императору

На картине-репортаже с коронации Наполеона Бонапарта художник Жак Луи Давид подчинил воле императора пространство, время и реальность

«Это не картина, в нее можно войти!» — восхитился Наполеон, рассматривая изображение собственной коронации в мастерской Давида. Художник присутствовал на церемонии 2 декабря 1804 года, и ему удалось передать на холсте все великолепие действа.

Дополненная реальность: что художник Жак Луи Давид дорисовал в угоду императору
Жак Луи Давид «Коронация императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года», 1805–1807

«Коронация императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года»

Холст, масло. 621 х 979 см
1805–1807
Хранится в Музее Лувра в Париже

Для Наполеона, чьими стараниями во Францию вернулась наследственная монархия, упраздненная было Великой французской революцией, пышная коронация стала важным инструментом пропаганды его нового статуса. Он сам прописал церемониал, заботясь, чтобы действо напоминало и о цезарях Древнего Рима, и о коронации в 800 году Карла Великого императором Запада, и о помазании на царство королей Франции. При этом внес и новшества, отведя главную роль в церемонии самому себе.

По указке Наполеона и его семьи, придававших большое значение картине, художник по ходу работы вносил в нее изменения. Изначально Давид планировал изобразить момент коронования Бонапарта, когда тот, вопреки традиции, сам надел венец на себя, а папе римскому предоставил возможность лишь благословить церемонию и регалии. Это был запланированный жест, а не импровизация, но впоследствии такая сцена показалась Наполеону (по другой версии — его жене) слишком дерзкой. В итоге художник написал момент коронования не императора, а императрицы Жозефины. Также Давид позже добавил на картину несколько персонажей, которые на церемонии не присутствовали, и изменил некоторые детали.

Дополненная реальность: что художник Жак Луи Давид дорисовал в угоду императору

➀ Наполеон. В отличие от мантий французских королей, мантия Наполеона не синяя, а ярко-красная, с намеком на императорский пурпур Древнего Рима. Вместо геральдических лилий на нарядах императора и его свиты изображены пчелы — личная эмблема Бонапарта. Она напоминает о золотых пчелах, найденных в могиле Хильдерика из первой династии франкских королей, Меровингов. Так Наполеон подчеркивает историческую преемственность своей власти.

➁ Короны. Наполеон коронует супругу малой короной, показывая, что титул и статус она получает из его рук. Сам Наполеон венчался на царство похожей «короной Карла Великого». Ее сделали взамен средневековой регалии, уничтоженной во время революции.

➂ Пий VII. В годы революции новая власть поначалу пыталась искоренить католицизм, а взамен внедряла культ Разума. Наполеон же, рассчитывая на поддержку консервативного населения, восстановил добрые отношения с церковью. Пия VII он вызвал на церемонию из Рима, желая уподобиться Карлу Великому, коронованному папой Львом III. «Отобрав» у понтифика ведущую роль и своими руками возложив на себя венец, Бонапарт продемонстрировал, что он не подчиняется церкви так, как первый средневековый император Запада. Давид сначала написал Пия VII бездействующим, но Наполеон заметил, что не для того пригласил прелата из такой дали, чтобы тот ничего не делал, и художник изобразил папу с благословляющим жестом.

➃ Мать Наполеона. Незадолго до торжеств Летиция демонстративно уехала из Парижа из-за ссоры Наполеона с его младшими братьями. По указке императора, трепетно относившегося к матери, Давид написал ее на почетном месте.

➄ Сестры Наполеона. На церемонии их обязали нести шлейф императрицы, чем те, не любившие жену Наполеона, были возмущены. На картине они просто зрительницы, а шлейф держат придворные дамы Жозефины.

➅ Потенциальный наследник. Единственный ребенок на картине — старший сын брата Наполеона и дочери Жозефины от первого брака. У Наполеона и Жозефины не было общих детей, и на тот момент они рассматривали мальчика как вероятного наследника престола. Но в 1807 году он умер.

➆ «Римлянин». Мужчина, напоминающий Юлия Цезаря с набросков Давида. Наполеон стремился быть похожим на этого полководца. Сравнение с Цезарем, чье имя превратилось в титул римских императоров, и намек на преемственность по отношению к славе Древнего Рима льстили Бонапарту.

➇ Автопортрет. В «массовке» художник изобразил себя делающим наброски события.

Дополненная реальность: что художник Жак Луи Давид дорисовал в угоду императору

Художник
Жак Луи Давид

1748 — родился в Париже в семье коммерсанта.
1766 — записался в Королевскую академию живописи и скульптуры.
1782 — женился на богатой невесте Маргарите Шарлотте Пекуль, дочери служащего Управления королевскими зданиями. В этом браке родилось четверо детей. В 1790-е годы пара расходилась на несколько лет из-за политических разногласий, но потом воссоединилась.
1792 — сторонник восставших в годы Великой французской революции, был избран депутатом Национального конвента провозглашенной в том же году Французской республики.
1794 — написал «Смерть Марата». Из-за госпереворота, закончившегося казнью Максимильена Робеспьера, на некоторое время попал под арест, поскольку был его другом.
1804 — назначен Наполеоном «первым живописцем императора».
1816 — после падения наполеоновского режима эмигрировал в Брюссель, где умер в 1825 году.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 10, декабрь 2021

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения