Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Наполеон и царь Эдип: 7 деталей картины Жан-Леона Жерома «Бонапарт перед Сфинксом»

«Комплекс Наполеона» и Эдипов комплекс — совершенно разные вещи. Но художник Жан-Леон Жером увидел в знаменитом полководце и мифическом герое много общего

6 ноября 2022

Картину, изображающую Наполеона Бонапарта перед Большим Сфинксом в Гизе, Жан-Леон Жером выставил на парижском Салоне под вторым названием — «Эдип». Два направления творчества художника — сюжеты Древнего мира, за которые его школу прозвали неогреческой, и увлечение более близкой ему по времени восточной экзотикой — сошлись на этом полотне в одной точке.

Наполеон и царь Эдип: 7 деталей картины Жан-Леона Жерома «Бонапарт перед Сфинксом»
Жан-Леон Жером «Бонапарт перед Сфинксом», 1886

«Бонапарт перед Сфинксом»
1886 г.
Холст, масло. 61,6 х 102,9 см
Находится в «Херст-касл» в Калифорнии, США

Действие на картине происходит в 1798 году, в начале Египетского похода Наполеона, незадолго до Битвы у пирамид. Перед этим сражением Бонапарт скажет, обращаясь к армии: «Солдаты! Сорок веков смотрят на вас сегодня с высоты этих пирамид», — а пока осмысливает связь времен наедине с собой и с самой древней монументальной скульптурой в мире.

Египетская экспедиция, затеянная с целью завоевать для Франции колонии в Восточном Средиземноморье, стала второй масштабной военной кампанией Бонапарта. Французская армия брала города в Египте и Сирии, но в итоге не смогла закрепиться на захваченных территориях. Однако если политические цели достигнуты не были, то для наук и искусств Египетский поход стал важнейшим прорывом.

В Египетском походе нашли Розеттский камень, на основе надписей с которого позже расшифровали древнеегипетскую письменность. В искусстве эта кампания Наполеона вызвала настоящую эпидемию увлечения Ближним Востоком, не утихавшую все последующее столетие. Художник-ориенталист Жан-Леон Жером не единожды объездил весь регион, от Константинополя до Каира и Иерусалима.

На картине «Бонапарт перед Сфинксом» Жером добавляет встрече незапамятной древности с относительно недавней историей (с Наполеоном художник разминулся на земном шаре всего на три года) третье «измерение», мифологическое.

Бонапарт в начале Египетского похода, молодой перспективный полководец, которому нет еще и тридцати, находится в той же точке пути героя, что и мифический царевич Эдип на пути в Фивы: встречает вымышленное чудовище — Сфинкса, человекольва.

Из 1880-х Жану-Леону Жерому отчетливо видно, что в момент, изображенный на картине, его задумчивый герой в шаге от эффектной победы и в двух — от взлета к вершинам власти, за которым неизбежно последуют падение и смерть в изгнании.

Наполеон и царь Эдип: 7 деталей картины Жан-Леона Жерома «Бонапарт перед Сфинксом»
Жан-Леон Жером «Бонапарт перед Сфинксом», 1886

(1) Наполеон. Здесь генералу остается год с небольшим до того, как он станет первым человеком во Франции. Наполеон тайно вернулся туда из Египта 8 октября 1799 года, а месяц спустя захватил власть в стране в результате переворота.

Сначала первый консул, потом император Наполеон I, Бонапарт потерял все в 1814-м и во второй раз в 1815 году, когда провалилась его попытка вернуть себе бразды правления, после чего бывшего императора сослали на далекий остров Святой Елены, где он и умер.

Эдип, главная жертва злого рока в древнегреческой мифологии, придя в Фивы, получил там царский трон за победу над Сфинксом. Впоследствии, узнав, что случайно по неведению убил отца и женился на матери, выколол себе глаза. Был изгнан из города и скончался на чужбине.

(2) Сфинкс. В мифе об Эдипе Сфинкс — имя чудовища, львицы с человеческой головой и с крыльями, убивавшей путников, которые не могли отгадать ее загадку. Ее имя происходит от греческого слова со значением «душить».

В Египте скульптуры львов с человеческими головами считались стражами священных мест или образами божества, а греческие путешественники стали называть их сфинксами из-за сходства (хотя, вероятно, внешний облик мифического чудовища как раз был заимствован в давние времена из египетского искусства).

Жан-Леон Жером проводит параллель: Эдип перед восхождением к вершинам власти встречает Сфинкса, а Наполеон — Большого Сфинкса. Сфинкс у каждого героя свой.

(3) Нос. Есть легенда, что нос Большому Сфинксу отбил Наполеон, приказав стрелять по статуе из пушек. Но существует несколько свидетельств, что лицо Сфинксу попортили задолго до Египетского похода Наполеона.

(4) Армия. В районе плато Гизы французские войска маневрировали перед знаменитой «битвой при пирамидах» 21 июля 1798 года, которая закончилась самой яркой победой Наполеона в этой кампании. После нее Наполеон вступил в Каир, подобно тому, как Эдип смог войти в Фивы, одолев Сфинкса.

(5) Пустыня. Как пишет о картинах ориенталистов эпохи Жерома историк искусства Алексей Бобриков, «преобладающий тип пейзажа — это панорама пустыни, эпическая сама по себе; именно пустота, однообразие и суровость (иногда мрачность) пустынного ландшафта создает ощущение мира начала времен».

(6) Фон. Ракурс неслучайно выбран так, чтобы «в кадр» не вошли пирамиды, находящиеся позади Сфинкса. Художник не хотел отвлекать внимание зрителя от колоссальной скульптуры и ее эпического противостояния с главным героем картины один на один.

(7) Лошадь. Конь Наполеона нетерпеливо бьет поднятым хвостом, разрушая иллюзию мгновения, застывшего в столкновении с древностью, и тем самым возвращает седока в его реальное время.

Наполеон и царь Эдип: 7 деталей картины Жан-Леона Жерома «Бонапарт перед Сфинксом»
Жан-Леон Жером, 1891
Источник:
Fernand Corman, collection of Jon Swihart

ХУДОЖНИК
Жан-Леон Жером

1824 — родился во Франции, в семье ювелира.
1841 — переехал в Париж, поступил в мастерскую живописца Поля Делароша.
1843 — ездил с преподавателем в Италию, где на Жерома произвело сильное впечатление наследие Античности.
1844 — учился в мастерской Шарля Глейра; в этот период сформировался стиль исторической живописи Жерома, который прозвали неогреческим.
1846 — написал картину «Молодые греки забавляются петушиным боем», которая принесла ему известность.
1856 — в первый раз поехал в Египет. В дальнейшем будет еще несколько путешествий на Ближний Восток, на основе зарисовок из которых Жером писал свои ориенталистские полотна.
1863 — женился на Мари Гупиль, дочери торговца картинами. Впоследствии в браке родились четыре дочери и сын.
1863–1902 — был профессором парижской Школы изящных искусств.
1864–1865 — у него учился специально приехавший для этого из России исторический живописец Василий Верещагин.
1872 — написал картину на тему гладиаторских боев «Pollice verso» («Пальцы вниз»), которую считал лучшим своим шедевром.
1904 — умер в своей мастерской в Париже. Похоронен на кладбище Монмартр.

ФОТО: HEARST CASTLE; MUSÉE GEORGES-GARRET

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, ноябрь 2022

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения