Что за желтое стекло нашли посреди Сахары? Решение 100-летней загадки из Великого песчаного моря

Оказалось, что минералы прилетели на Землю из космоса

22 ноября 2023Обсудить

Elizaveta Kovaleva via The Conversation

Между Египтом и Ливией раскинулось Великое песчаное море, и в некоторых его частях (например, на юго-востоке Ливии и на юго-западе Египта) можно встретить разбросанные тут и там кусочки желтого стекла. Такой материал нашли, между прочим, даже в кулоне знаменитого Тутанхамона.

Впервые геологи описали эти стеклышки в 1933 году, и с тех пор ученые спорят об их происхождении. Одни говорят, что стекло «выплюнули» лунные вулканы, другие считают, что оно появилось в результате ударов молнии, третьи — что они упали на Землю после мощного взрыва метеора. В общем, теорий масса. Теперь исследователи заявляют, что наконец-то разгадали загадку желтого стекла, и в этой гипотезе не обошлось без инопланетного вмешательства.

В 1996 году геологи определили примерный возраст стекла: 29 миллионов лет. Позже исследователи выяснили, что исходный материал состоял из зерен кварца, покрытых смешанными глинистыми минералами и оксидами железа и титана. Но два этих открытия противоречили друг другу. Потому что 29 миллионов лет назад в Великом песчаном море не было ни кварца, ни упомянутых оксидов.

Elizaveta Kovaleva via The Conversation

Отправная точка для нового исследования появилась после того, как международная группа исследователей получила два куска стекла от местного жителя, который собрал их в районе Эль-Джауф на юго-востоке Ливии. Соавтор исследования, преподаватель Университета Западного Кейптауна Елизавета Ковалева рассказала, что с помощью метода сверхсильного увеличения они обнаружили в стекле мелкие минералы: различные типы оксида циркония. При этом у образцов оказался одинаковый химический состав, но разная атомная структура. То есть они были полиморфами.

Выяснилось, что одна из полиморфных модификаций минералов — кубический цирконий: созданный человеком синтетический заменитель алмазов, который может образоваться только при высокой температуре от 2250 °C до 2700 °C. А вот второй модификацией оказался очень редкий полиморф, появляющийся обычно при очень высоком давлении — около 130 тысяч атмосфер.

Такие данные не оставили у исследователей сомнений в том, что загадочное желтое стекло появилось в результате удара метеорита. Оно могло также появиться после взрыва атомной бомбы, но ничего такого в Великом песчаном море отродясь не бывало.

Но это открытие поставило перед учеными другой вопрос: если их выводы верны, значит, неподалеку должен находиться родительский кратер. Но ближайшие кратеры из известных расположены слишком далеко, чтобы считаться таковыми.

А пока ученые ищут «родителей» таинственного желтого стекла, давайте проверим, что будет, если метеорит упадет на ваш город.