Что будет, если часто ковыряться в носу? Отвечают нейробиологи

Такое поведение не только нарушает общепринятые нормы этикета, но и чревато проблемами со здоровьем, выяснили ученые

2 ноября 2022
Что будет, если часто ковыряться в носу? Отвечают нейробиологи
Oleksandr Shatyrov / Alamy

Команда исследователей из Австралии под руководством Университета Гриффита продемонстрировала, что бактерии могут использовать обонятельный нерв в носу, чтобы проникать в центральную нервную систему и мозг.

Там они создают характерные для развития слабоумия и болезни Альцгеймера белки, как показали исследования на мышах. Чтобы снизить эти риски, ученые рекомендуют избегать действий, повреждающих слизистую носа, в том числе ковыряния.

Вид бактерий Chlamydia pneumoniae — это патогены дыхательный путей, но последние исследования показывают, что они также способны поражать ЦНС и могут быть связаны с поздней деменцией.

В ходе лабораторного наблюдения за мышами ученые обнаружили, что патоген нашел легкий путь проникновения к мозгу. Через нос он быстро инфицировал как обонятельный, так и тройничный нервы, а затем обонятельную луковицу и головной мозг в течение 72 часов. При этом повреждение носового эпителия усугубляло инфекцию нервов.

Собранные у животных анализы показали, что клетки головного мозга отреагировали на такое вторжение — в них начал откладываться бета-амилоидный белок. Он известен как отличительная черта болезни Альцгеймера и других видов слабоумия.

Джеймс Сент-Джон

«Обонятельный нерв в носу непосредственно контактирует с воздухом и обеспечивает короткий путь бактериям, минуя гематоэнцефалический барьер».

Авторы отмечают, что полученные данные потенциально доказывают: такой же путь попадания бактерий в ЦНС существует и у человека. Но потребуются дополнительные исследования с участием людей, чтобы подтвердить это.

Ученые, однако, уже дали несколько простых советов, чтобы снизить риск развития когнитивных заболеваний. Все они сводятся к уходу за слизистой носа. Ковыряние в носу или удаление (выщипывание, выдергивание) из него волос создают микроповреждения эпителия, что помогает бактериям проникать в мозг.