Чайная ложка эритроцитов: начался первый в мире эксперимент по переливанию искусственной крови

Если все пройдет успешно, пациентам с редкими группами можно будет помогать максимально оперативно

9 ноября 2022
Legion Media

Первые клинические испытания искусственной крови проводят исследователи из двух британских университетов — Бристольского и Кембриджского. На начальном этапе испытаний выращенные в лаборатории из донорских стволовых клеток эритроциты (красные клетки крови) перелили двум здоровым добровольцам. Каждый из них получил 5–10 миллилитров искусственной крови (примерно одну-две чайные ложки).

Сейчас эти люди находятся под пристальным медицинским наблюдением, пока никаких негативных побочных эффектов у них не отмечается, сообщает Национальная служба здравоохранения Великобритании.

В испытаниях примут участие минимум десять человек, которым с интервалом в четыре месяца перельют две дозы крови: одну порцию стандартной, донорской, а другую — искусственной, но выращенной из клеток того же донора.

Цель в том, чтобы сравнить продолжительность жизни двух типов клеток — от этого зависит, как часто нужно делать переливания. Ожидается, что искусственные эритроциты будут жить дольше естественных, так как все они молоды, в то время как в стандартной дозе донорской крови содержатся клетки разного возраста.

Седрик Гевэрт

«Если наши испытания будут успешными, пациентам, которым требуются регулярные переливания, можно будет делать их гораздо реже, и это поможет изменить подход к лечению».

Если расчеты ученых подтвердятся и искусственная кровь окажется безопасным и эффективным продуктом, это может коренным образом изменить качество жизни пациентов с гематологическими заболеваниями и обладателей редких групп крови.

Последним обычно трудно найти подходящую донорскую кровь, выращенные в лаборатории эритроциты могут решить эту проблему. Кроме того, переливания можно будет проводить реже, чем в случае с «обычной» кровью, что снизит риск переизбытка железа в организме, грозящего тяжелыми осложнениями.