Будь здоров, Маск: российские ученые создают «поликлинику для космонавта»

Исследование позволит оказывать медицинскую помощь участникам самых дальних миссий, например, полетов на Марс

15 апреля 2022
Будь здоров, Маск: российские ученые создают «поликлинику для космонавта»
Космонавту Ивану Вагнеру помогают выбраться из космического корабля «Союз МС-16». Жезказган, Казахстан. 22 октября 2020 г.
NASA Photo / Alamy

Биореактор со стволовыми клетками прибыл на Землю в конце марта после 13-дневной миссии на МКС. Анализ клеток поможет ученым Сеченовского института понять, каким образом микрогравитация влияет на организмы космонавтов во время длительных полетов, и как в таких условиях можно выжить. Об этом пишет gazeta.ru.

В первую очередь в условиях невесомости страдает кальций-натриевый обмен. В результате космонавты существенно теряют костную массу. Сейчас эта проблема ставит под вопрос осуществимость дальних космических миссий.

Поэтому в планах ученых разработка моделей костной и хрящевой ткани в условиях микрогравитации. В перспективе это поможет медикам лечить остеопению у космонавтов, а также помогать пациентам с остеопорозом.

Кроме того, в условиях микрогравитации начинает усиленно работать сердце. Чтобы изучить последствия перегрузки, ученым нужно узнать, как ведут себя клетки на борту космического корабля.

Помимо микрогравитации, космонавтам придется столкнуться с солнечной радиацией и другими вредными факторами, которые необходимо изучить, прежде чем отправиться в дальнее космическое плавание.

Уникальность эксперимента в том, что рост клеток в космосе происходит при отсутствии силы тяжести. Это отчасти имитирует внутриутробную среду развития плода.

Эксперименты с клетками в космосе будут проводиться до конца следующего года. За это время ученым предстоит выяснить, могут ли стволовые клетки превращаться в зрелые в условиях микрогравитации. Если результаты будут успешными, то человек еще на шаг приблизится к выращиванию тканей для медицинских целей и питания.

Компания Илона Маска SpaceX сейчас готовит полет человека на Марс. Путь до красной планеты займет не менее 10 месяцев. Первый орбитальный запуск корабля Starship запланирован на 2022 год.