8 тысяч костей: ученые разгадывают тайну одновременной гибели сотен лягушек в Англии

Останки животных нашли в канаве на месте дороги бронзового века

18 июня 2022
Bob Gibbons / Alamy

Специалисты из Лондонского музея археологии (MOLA), работавшие на месте старинной дорожной развязки в графстве Кембриджшир, подняли из земли около 700 кг костей животных. Среди них были обнаружены останки как минимум 350 лягушек и жаб, которые погибли одновременно еще в железном веке. У экспертов несколько версий, что за трагедия могла здесь случиться.

Археологи сейчас продолжают раскопки в поле, где в 400–43 годах до нашей эры находилась крупная развязка. Судя по находкам, вокруг жили люди: на разных участках поля выращивали зерновые, вели торговлю и даже хоронили умерших. Работы здесь стартовали в рамках программы ремонта национальной автомагистрали. Прежде чем начнутся работы, специалисты должны изучить местность и взять из грунта все самое ценное для науки.

Особое внимание ученых привлекла находка восьми тысяч костей лягушек у деревни Бар-Хилл. По словам исследователей, удивило само количество в одном месте. Останки более чем трех сотен земноводных обнаружили в канаве протяженностью 14 метров, ограничивающей бывшую дорогу с западной стороны.

mola.org.uk

По одной из версий, лягушки могли быть чьим-то обедом. Известно, что местные жители тогда ели лягушек, однако на костях нет порезов, ожогов и других повреждений, которые указывали бы на обработку и приготовление блюда. Можно предположить, что их могли сварить. Также их не могли съесть птицы и мелкие млекопитающие — нет царапин, следов зубов и признаков прохода через систему пищеварения.

Другой вариант — противоположный: лягушки и жабы сами могли прийти сюда как хищники в поисках добычи. Рядом с местом массовой гибели амфибий ученые нашли обугленные зерна — признак того, что люди здесь собирали и обрабатывали урожай. На него собирались вредители — жуки и тля, которые, в свою очередь, привлекали лягушек, охотившихся на насекомых.

Гибель лягушек могла быть вызвана зимними холодами. Земноводные могут пытаться перезимовать, спрятавшись в ил на дне канав и прудов. Однако сильные морозы иногда не дают им дожить до весны.

Также это могла быть лягушачья эпидемия. Такие уже известны ученым: в 1980-х в Великобритании эти животные умирали от ранавируса. От чего-то подобного могла пострадать и популяция в Бар-Хилле.

Ученым еще предстоит разгадать тайну гибели лягушек с помощью современных методов изучения останков.