Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Как это работает: швейцарские часы

Осуществим детскую мечту — разберем часы и посмотрим, нет ли там лишних шестеренок. Эксперимент проводится над механизмом калибра eta 2892, который называют рабочей лошадкой швейцарской часовой индустрии

22 октября 2013
Как это работает: швейцарские часы
IWC GST (Ref. 3707)
Источник:
Wikimedia Commons / Jacob Seligmann

ЕТА можно найти под крышкой часов как относительно недорогих марок (Tissot, Raymond Weil, Frederique Constant), так и многих престижных фирм (Breitling, Corum, IWC, Ulysse Nardin). Дело в том, что это один из наиболее тонких автоматических механизмов массового производства, его толщина всего 3,6 миллиметра. Компании просто вставляют его в свои часы и делают дизайн оболочки. Или дополняют фирменными сложными устройствами, например хронографом или календарем.

Как это работает: швейцарские часы
Источник:
журнал «Вокруг света»

Шасси (зеленые детали)
Основа механизма — платина [на схеме 1] и мосты [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8]. На них крепятся остальные детали. Как правило, платина и мосты делаются из латуни, в более дорогих моделях — из золота, а в эксклюзивных — из прозрачного синтетического сапфира. Для крепления всевозможных деталей в платину и мосты запрессовывают рубиновые подшипники (камни). Сейчас их делают из синтетического рубина, метод его синтезирования разработал в конце XIX века французский ученый Огюст Вернейль, до того в ход шли натуральные рубины. В старинных карманных часах механизм собирали на основе двух платин, и, чтобы поставить все детали на места, требовалась немалая ловкость рук. «Разбить» платину на части и сделать несколько мостов (по одному на одно или несколько колес) придумал около 1770 года французский часовщик Жан-Антуан Лепин. Его изобретение облегчило задачу мастерам и позволило делать значительно более тонкие часы.

Колесная передача (синие детали)
Она передает вращение от заводного барабана стрелкам так, что они вращаются с разной скоростью: колесо секундной стрелки [9] позволяет делать один оборот за минуту, а часовой — вращаться в 720 раз медленнее [10]. Кто изобрел зубчатую колесную передачу, неизвестно. Подобный механизм существовал еще в античные времена. В 1902 году недалеко от побережья греческого острова Антикифера на затонувшем корабле археологи обнаружили механизм с встроенной дифференциальной передачей более чем из 37 бронзовых шестеренок. Прибор могли использовать для расчета движения небесных тел.

Источник энергии (фиолетовые детали)
За безостановочную работу часов отвечает система завода. В ЕТА 2892 она автоматическая, то есть ходовая пружина заводится потому, что рука с надетыми на нее часами постоянно совершает какие-то движения. Главная деталь системы — массивный эксцентрик, его называют ротором [11]. В конце XVIII века, когда только изобрели автоматические часы, если человек очень активно двигался, ротор с помощью реверсивной понижающей передачи [12, 13, 14, 15, 16] мог настолько сильно завести пружину, что она ломалась. Чтобы избавиться от этой проблемы, пружину в барабане перестали закреплять жестко, а начали использовать фрикционное крепление внешнего витка, то есть при полном заводе пружина проскальзывает, сбрасывая лишнее натяжение. Если часы будут несколько дней лежать без дела, они могут остановиться. Но пружину можно завести, вращая заводную головку. Через заводной вал [17] она восполнит энергию заводного барабана. Заводная головка также используется для перевода стрелок и установки указателя даты.

Регулятор (красные детали)
Эта деталь необходима для того, чтобы часы шли точно. Она заставляет ходовую пружину отдавать энергию не сразу, а маленькими, размеренными порциями. Регулятор ЕТА 2892 состоит из анкерного хода с балансом и спиралью [18], анкера [19] и анкерного колеса [20]. Есть в нем и детали, позволяющие регулировать ход механизма [21, 22, 23], правда, лучше доверить это опытному часовщику — работа тонкая. Баланс — самая хрупкая деталь механизма, поэтому его оси предохраняет от поломки противоударная система: установленные на опорные камни оси две мельчайшие фигурные плоские пружинки [24, 25]. Изобрел первую противоударную систему французский часовщик Абрахам-Луи Бреге в 1790 году. Чтобы продемонстрировать, насколько его изобретение эффективно, он бросал часы на пол, и они продолжали идти как ни в чем не бывало. Часы других мастеров такого испытания вынести не могли.

Система управления (бежевые детали)
Колесная система перевода стрелок позволяет выставить верное время и дату. Это возможно благодаря заводному валу, который при вытаскивании заводной головки сначала переходит в положение коррекции даты, а потом — перевода стрелок. Делает это рычажно-пружинная конструкция переключения функции заводной головки [26, 27, 28, 29], сцепляющая одни колеса (например, при коррекции времени колесо на оси заводного вала с колесом минутной стрелки) и расцепляющая другие.

Дополнительные устройства (голубые детали)
Можно купить автомобиль базовой комплектации, а можно доплатить и нашпиговать машину разными приятными, но не обязательными функциями. Так и с часами. В них может быть скромная комплектация в виде указателя даты или же более дорогая, в которой к базовой функции указания времени добавляют календарное устройство, хронограф или что-то еще более сложное. В механизме калибра ETA 2892 установлен далеко не самый простой указатель даты. Кольцо указателя [30] с напечатанными на нем цифрами от 1 до 31 переключается скачком ровно в полночь под действием подпружиненного колеса [31]. Также механизм оснащен устройством быстрой коррекции, что позволяет переключать дату вращением заводной головки, а стрелки при этом не сбиваются с верного времени.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения