Гибель богов: как древние жители острова Пасхи обрекли себя на вымирание

Тысячи лет жители островитяне не беспокоились о завтрашнем дне. Они высекали из скал идолов моаи и верили, что те защитят племя от любых бед. Это их и погубило

«Гигантские многотонные истуканы повержены. Сломанные, опрокинутые лицом вниз или вообще без голов, они разбросаны по всему острову, как немое свидетельство катастрофы, которая когда-то здесь произошла», — рассказывает путешественник Леонид Круглов, участник проекта Русского Географического Общества кругосветного путешествия на барке «Седов».

Гибель богов: как древние жители острова Пасхи обрекли себя на вымирание
В каменоломне Рано-Рараку, где расположена почти половина всех статуй острова, моаи вкопаны в землю по шею. Долгое время считалось, что у истуканов нет торсов. Только в начале ХХ века ученые провели раскопки и выяснили, что статуи просто ушли в землю под тяжестью собственных тел
Леонид Круглов

Почти 900 истуканов были найдены на клочке суши площадью всего 163,4 км². Кто создал их, как и зачем? Эти вопросы несколько веков подряд волновали ученых всего мира. И только в последние десятилетия остров Пасхи начал давать ответы.

Полинезийский маркер

Открытый голландским мореплавателем Якобом Роггевеном в день Пасхи, 5 апреля 1722 года, остров удален от берегов Южной Америки на три с половиной тысячи километров. Расстояние до ближайших обитаемых островов Полинезии почти две тысячи.

Гибель богов: как древние жители острова Пасхи обрекли себя на вымирание
В начале ХVIII века местные жители повергли идолов моаи и на острове начался культ верховного бога Маке-маке. Изображали бога с телом человека и головой птицы. Ежегодно в его честь островитяне устраивали соревнования. Участники должны были доплыть до острова Моту-Нуи (дальний из островков на фото) в километре от острова Пасхи и найти яйцо черной крачки, гнездившейся там. Первый, нашедший и доставивший яйцо вождю своего клана, становился человеком-птицей года, а вождь клана получал право весь год распределять запасы пищи. Культ существовал на острове до ХIX века
Леонид Круглов

Обнаружив обитаемый остров, Роггевен недоумевал: откуда могли взяться люди на этом клочке суши посреди океана, куда он вместе с командой 19 дней добирался на кораблях от берегов Чили. Ответ был найден в конце XX столетия генетиками из Кембриджского университета. Они изучили останки людей, живших на острове в период с 1100 до 1868 года. Люди из различных регионов мира имеют специфический генетический признак, или маркер, как его называют ученые. Биолог Эрика Хагельберг обнаружила в ДНК островитян полинезийский маркер.

Первобытные скульпторы

Полинезийцы поселились на острове, названном ими Рапа-Нуи, около 700–900 года н. э. Сколько их было, неизвестно, но к началу XIV века численность населения достигла 15 000 человек. К такому выводу пришли археологи, обнаружившие остатки фундаментов нескольких сотен жилищ.

Поверхность острова была поделена примерно на 12 территорий, которые принадлежали разным кланам. По легендам, на Рапа-Нуи существовало классовое деление. Вожди кланов происходили из «длинноухих» (они специально вытягивали мочки ушей) и составляли правящую элиту острова. Остальные жители относились к «короткоухим». Как гласит предание, именно предки «длинноухих» первыми пришли на остров. Их-то, призванных защищать Рапа-Нуи, и увековечивали в камне жители острова. Древние ваятели высекали скульптуры из скал примитивными рубилами из обсидиана. Затем перемещали на берега острова, где устанавливали на каменные платформы — аху, лицом в сторону территорий своих кланов.

Леонид Круглов

Первобытные жители Пасхи верили, что в глазах истуканов заключена волшебная сила, оберегающая их земли. Головы некоторых колоссов украшали цилиндрами, сделанными из красного туфа. Для чего это делалось, неизвестно. Моаи достигали 10 метров в высоту, их вес составлял от 50 до 270 тонн. На изготовление одной статуи уходили месяцы.

«Моаи высекали в Рано-Рараку — кратере вулкана Теревака, расположенного на востоке острова. Обсидиановые рубила изготавливали в карьере Пуна-Пау на юге. Там же создавались красные „шапки“. Платформы аху разбросаны по всему периметру острова. Это говорит о том, что кланы не враждовали друг с другом, а действовали сообща. Остров представлял собой подобие завода по производству статуй. Все эти места можно объехать за пару часов на машине. Но как это расстояние преодолевали местные с грузом в несколько сотен тонн?» — рассказывает путешественник Леонид Круглов.

Чтобы разгадать эту загадку, исследователи пытались перемещать идолов и в вертикальном положении, и в горизонтальном. Но как именно действовали полинезийцы, выяснить невозможно. Один факт не оставляет сомнений: при любом способе древним нужны были веревки и рычаги, которые можно было изготовить только из древесины.

Райский уголок

«На острове очень скудная природа. Растут в основном кустарники и трава», — говорит Леонид Круглов. Похожую картину увидели и первые европейцы.

В конце XX века географ Джон Фленли из новозеландского университета Мэсси изучил ил озер и болот Рапа-Нуи. В нижних слоях Фленли обнаружил споры чилийской винной пальмы — самого большого в мире пальмового дерева, достигающего метра в диаметре и 20 метров в высоту. Позднее археолог Катрин Орлиак, исследовав 30 000 кусков обугленного дерева, обнаруженного на острове, выявила еще полтора десятка видов таких же мощных растений, как пальма.

Гибель богов: как древние жители острова Пасхи обрекли себя на вымирание
Раз в год современные жители острова Пасхи собираются на празднике рапануйского языка: танцуют, поют, общаются
Леонид Круглов

Палеонтолог Дэвид Стедмен изучил около 7000 костей птиц из раскопанных мусорных куч. Он обнаружил, что остров раньше был родным домом для шести видов пернатых и местом, где откладывали яйца еще более 25 видов морских птиц. Кроме того, Стедмен нашел многочисленные останки дельфинов. В отличие от других островов Полинезии, Рапа-Нуи не окружен коралловыми рифами, поэтому у берегов не было рыбы. Островитянам приходилось выходить в открытое море, где они могли охотиться только на дельфинов. Все эти открытия свидетельствовали об одном — полинезийцы поселились в райском уголке: густые леса, защищающие от тихоокеанских ветров и дающие материал для обустройства быта, обилие птиц и дельфинов, гарантировавших пропитание. Но однажды что-то пошло не так.

Экологическая катастрофа

Ученые установили: едва полинезийцы заселили остров, они сразу начали вырубать деревья. Древесина требовалась для изготовления каноэ и была топливом для костров, на которых готовили еду и сжигали тела умерших. Но основная масса деревьев ушла на изготовление рычагов для перемещения статуй.

Гибель богов: как древние жители острова Пасхи обрекли себя на вымирание
На острове и сегодня много диких лошадей, которых в XVIII веке завезли сюда европейцы
Леонид Круглов

Французский археолог Катрин Орлиак, проведя радиоуглеродный анализ древесных останков, определила, что дерево в качестве топлива островитяне перестали использовать в середине XVII века, окончательно перейдя на траву и другие мелкие растения. А значит, за семь столетий полинезийцы полностью выкорчевали лес.

«Остров Пасхи очень маленький. С самой высокой точки, горы Теревака, его можно увидеть целиком. Человек, который срубил последнее дерево, наверняка знал, что оно последнее. Но все равно срубил», — говорит географ Джон Фленли.

Не стало леса — пропало сырье для изготовления каноэ, охотиться на дельфинов стало невозможно. Птицы перестали прилетать на Рапа-Нуи, а тех, что жили там, островитяне давно съели. Без корней деревьев верхний слой почвы размыло — стало трудно выращивать овощи. Запасы пищи были на исходе, но, вместо того что-бы вовремя опомниться и перестать уничтожать свой дом, люди продолжали воздвигать моаи, используя остатки веревок и деревянных рычагов.

«В каменоломне Рано-Рараку лежит самая большая статуя острова. Ее длина более 20 метров, вес около 180 тонн. Ученые предполагают, что эта статуя была последней работой островитян. Она словно крик отчаяния, обращенный к предкам. Но, по всей видимости, извлечь ее из скалы люди уже не могли или не хотели», — говорит Леонид Круглов.

Падение идолов

Последние статуи были воздвигнуты в начале XVII века. Этим же периодом датированы найденные учеными наконечники копий. Это может означать только одно: люди от мира перешли к войне. Голод породил жестокость. Согласно местной легенде, «короткоухие» обрушили свой гнев на «длинноухих», призванных защищать Ра-па-Нуи от всех напастей, но не справившихся с этой задачей. Островитяне воевали не только со своими вождями, но и с духами предков, заключенными в моаи. «Большинство статуй на острове были повалены лицами вниз. Это было целенаправленное уничтожение идолов», — считает Круглов.

Гибель богов: как древние жители острова Пасхи обрекли себя на вымирание
Остров Пасхи имеет форму треугольника, по углам которого расположены потухшие вулканы РаноКао, Пуа-Катики и Теревака. Последний — самый молодой. По подсчетам ученых, он извергался 110 000–150 000 лет назад, задолго до того, как здесь появились люди. Дождевые озера в кратерах — единственный источник пресной воды на острове, где нет ни одной реки. Сегодня наибольшей популярностью у туристов пользуется озеро вулкана Рано-Као (на фото). Сюда на закате водят экскурсии: лучи заходящего солнца отражаются в воде, открывая взору фантастическую картину
Леонид Круглов

К концу XVII столетия война закончилась победой «короткоухих». Проигравшая элита была полностью уничтожена. А вместе с ней исчез и культ моаи. В начале XVIII века, к моменту появления голландцев, на острове проживали 2000–3000 человек. Они были сыты и вполне дружелюбны. Выместив гнев на богах и вождях, «короткоухие» сложили оружие и вновь взялись за плуг. «На острове сохранились остатки каменных огородов. Большинство из них сделаны из осколков статуй моаи. Камни укрепляли почву, защищая посевы от ветров. Здесь вновь стал расти сладкий картофель, ямс и сахарный тростник. Но уничтоженный лес было уже не вернуть», — рассказывает Леонид Круглов.

После нашествия перуанских работорговцев в 1860-х годах и последовавшей эпидемии оспы на Рапа-Нуи осталось лишь несколько сотен потомков первых поселенцев. Сегодня на острове Пасхи проживает около 4000 человек: в основном выходцы из Чили и с других островов Тихого океана.

Леонид Круглов

«Недалеко от каменоломни Рано-Рараку я встретил человека в туземных одеждах. Увидев, что я снимаю истуканов на камеру, он схватился за нож и угрожающе указывал рукой то на меня, то на моаи. Я поспешил удалиться. В городе Ханга-Роа мне объяснили, что этот человек — потомок древних поселенцев. Он редко появляется на людях, — рассказывает Леонид Круглов, — а предпочитает жить так, как жили его предки. Пожалуй, он единственный, кто до сих пор чтит историю острова. Для остальных жителей гигантские идолы сегодня — лишь туристические объекты. В прошлом веке европейцы вернули некоторые моаи на постаменты. Путешественники приезжают поглазеть на них как на единственное свидетельство существования древней цивилизации, которая когда-то сама подписала себе смертный приговор».

Фотографии и впечатления: Леонид Круглов