Летом 2025 года мы прочитали огромное количество отзывов об отдыхе в Сочи, и авторы значительной части этих обзоров критиковали курорт за высокие цены, а также обращали внимание, что уровень сервиса не соответствует стоимости услуг. Но что происходит с отдыхом в Сочи в сезоне-2025 на самом деле?
Провален ли высокий сезон 2025 года в Сочи? Есть ли объективная статистика и что видно из разных данных? И как власти курортного города могли бы решить намечающуюся проблему? Есть ли выход из сочинского кризиса, порталу Vokrugsveta.ru рассказала отельер-практик, магистр программы Wine Tourism Innovation Наталья Паращенко. Далее текст от первого лица.
Ситуация не так драматична
В летнем туристическом сезоне 2025 года появилось впечатляющее количество публикаций о «провальном сезоне в Сочи». Об этом говорят туристы, представители индустрии гостеприимства и сами местные жители. Но так ли это на самом деле?
Я в анализе предпочитаю опираться на цифры. СМИ публиковали данные о рекордной загрузке отелей побережья, достигающей 90% (
Поэтому давайте обратимся к более прозрачному инструменту — дашборду
А тренды показывают, что ситуация в Сочи не так драматична.
И даже есть рост, по данным разных источников, от 2% до 12%. При этом заметно изменилось поведение туристов: на графиках видно, что в 2025 году снизилась доля ранних бронирований — путешественники чаще планируют отдых за две-три недели до заезда. Возможно, именно этот факт и дает ощущение «провала».
Около трети бронирований в Сочи приходится на Москву, и если сравнить стоимость авиабилетов и железнодорожных перевозок по маршруту Москва–Сочи, она в 2025 году почти не изменилась по сравнению с 2024 годом.
При этом объективно оценить стоимость питания или аренды лежаков невозможно — здесь статистика отсутствует. Вероятно, именно рост этих расходов формирует ощущение «подорожания», а усиливают его психологические факторы, например, яркие эмоциональные обзоры отдельных неудачных поездок на блогерских площадках, в СМИ. Играют роль и завышенные ожидания рынка: Ассоциация туроператоров России
Сочи нужно собственное лицо
В результате получается парадокс. По статистике Сочи сохраняет стабильный поток туристов и загрузку отелей, но в восприятии значительной части гостей и представителей бизнеса сезон воспринимается как неудачный. Это важный сигнал: помимо работы с цифрами, индустрии стоит задуматься об имидже.
Репутация курорта страдает от разрозненного продвижения, отсутствия единой концепции и традиционной критики «цены выше сервиса». Если Сочи претендует на устойчивое лидерство и статус главного летнего курорта страны, именно совместная работа индустрии над позиционированием и долгосрочной стратегией станет решающим фактором.
Для смены имиджа курорта властям и бизнесу необходимо действовать совместно. Это означает выстраивание единой маркетинговой стратегии, которая будет подчеркивать уникальность Сочи не только как пляжного курорта летом и горнолыжного направления зимой, но и как региона гастрономии, культуры, природных маршрутов.
Как города меняют свой туристический имидж
В мировой практике есть удачные примеры перезапуска туристических направлений. Так, Барселона сумела уйти от ассоциации исключительно с 3S — «sea, sun and sand» (море, солнце и песок). Дубай за 15 лет превратился из объекта скепсиса в один из самых привлекательных мегаполисов для туризма и инвестиций благодаря единой айдентике и массированной пиар-кампании. Хорватский Дубровник сделал ставку на историческое наследие и кинематографический туризм.
Во всех этих случаях ключевым стало сочетание единых коммуникаций, вовлеченности бизнеса и четкого позиционирования.
Если Сочи удастся реализовать подобную стратегию, результатом станет более устойчивый и диверсифицированный турпоток. Курорт сможет и дальше снижать зависимость от сезонного отдыха, Москвы как главного рынка и влияния внешних факторов, в том числе политических.
Формирование устойчивого имиджа повышает доверие, позволяет лучше управлять ценовой политикой и активно работать с возвратными гостями. В долгосрочной перспективе это приведет к устойчивому росту доходов, большей лояльности путешественников и созданию имиджа современного курорта, который ценится не только за море и горы, но и за высокий уровень впечатлений и качества отдыха.
Как вы считаете, что больше всего мешает развивать Сочи как туристический центр?
- 33.3%Высокие цены на самом курорте
- 8.9%Стоимость перелетов / билетов на поезда и автобусы / бензина / проезда по платным трассам
- 13.3%Низкое качество услуг в сочинских отелях и гостевых домах
- 8.9%Завышенные ожидания туристов и их гневные отзывы от поездок
- 31.1%Все перечисленные факторы
- 2.2%Другие причины (напишу в комментариях, какие именно)
- 2.2%Ничего не мешает, Сочи отлично развивается
Добавим, что избыточный туризм способен нанести серьезный удар по репутации некогда популярного курорта, и решить эту проблему сложнее, чем кажется на первый взгляд.