Странные танцы в таинственных масках
Космогонические мифы пронизывают всю культуру одного из африканских народов на территории Мали
![]() Мифология догонов одна из самых развитых среди африканских народов. У них сложно устроенный космос и сложные взаимоотношения между богами. Все это находит свое отражение в масках и танцах. Фото: Александр Тягны-Рядно |
В апрелемае 2006 года мы с Александром
Танец, фрагменты которого запечатлел Александр, продолжался около получаса. Зрелище было динамичное и яркое, молодые мужчины слаженно двигались под аккомпанемент задающих ритм барабанщиков и вокалистов, но меня
Когда статьи Гриоля попались на глаза астрономам, выяснились любопытнейшие детали: получалось, что архаичная мифология «примитивных» догонов давно оперировала космогоническими знаниями, которые «цивилизованная» наука открыла только с появлением мощных оптических телескопов. Существование второй звезды системы Сириуса (открыта в 1862 году), вращающаяся галактика (в 1927 году), спиральные туманности (в
![]() Город Дженне наверное, самый известный из городов Мали. Во время выборов семи чудес света ХХI века 7 июля 2007 года находящаяся здесь мечеть Джингарей-бер дошла до финала, но в окончательный список все-таки не попала. Фото: Александр Тягны-Рядно |
Гриоль и Дитерлен прожили у догонов 25 лет. Волею догонских жрецов Гриоль был посвящен в тайны народа. Ритуальные танцы догонов один из способов «прочитать» их историю. Но много ли узнаешь, если вместо толстой книжки с картинками тебе за небольшую плату сунут
То что в туристических справочниках легкомысленно именуется догонским «Фестивалем масок», на самом деле никакой не «фестиваль». То есть не развлечение, в каковом качестве его привычно видеть праздным туристам. Танцы в масках составная часть многозначных ритуальных церемоний: эпической Сиги, посвященной Прародителю догонов Номмо, и регулярных погребальных торжеств, именуемых «dama». Сиги главная ритуальная церемония догонов, символизирующая период от смерти Номмо, созданного спустившимся с небес божеством Амма, до того момента, когда человек обрел способность облекать мысль в слова. Проводится она один раз в 60 лет. Её загодя готовит общество догонских жрецов, которых здесь называют «олубару»; длится Сиги по нескольку месяцев (а то и лет!), в течение которых мужчины в масках, танцуя, движутся от одной догонской деревни к другой. Маски своего рода иероглифы, у каждой свой смысл и своя функция. Это своеобразный язык, которым владеют олубару и который дозволено изучать только мужчинам, но не женщинам догонов. Главной маской Сиги является Большая Маска, она же Мать Масок. Раз в шестьдесят лет её изготавливают заново. Последняя церемония Сиги длилась с 1967 по 1973 год, время начала следующей
А вот погребальные маскарады «dama» похоже, именно их европейцы и записали в «фестивали» проходят ежегодно. Цель этих погребальных церемоний состоит в том, чтобы с помощью танцев и древних ритуалов проводить души родственников, ушедших с земного плана, к месту их последнего упокоения. Тем, кто остается, праздник служит напоминанием: все и вся в этом мире связано незримыми узами. Одна из масок канага имеет длинное навершие и напоминает антенну. Движения танцора, на голове которого надета высокая канага, символичны: нагибаясь, он касается маской земли, а затем, резко выпрямившись, обращает её к небесам, демонстрируя связь двух миров. Случается, что во время танца навершие ломается; это считается дурным знаком в таком случае танец останавливают.
![]() Относительно того, что именно символизирует маска канага, так и остается не выясненным до конца. По одной из версий, танец маски канага изображает эпизод космогонического мифа, когда на спустившийся с неба ковчег с прапредками напало гигантское мифическое насекомое и стало прогрызать его дно. Фото: Александр Тягны-Рядно |
Ежегодная церемония посвящена всем тем, кто умер за время, минувшее с последнего «dama». Попасть на маскарад непросто фиксированной даты его проведения попросту нет. Решение о том, когда он состоится, принимают олубару. Правда, делается это заранее подготовка требует времени и средств, необходимых в частности, для изготовления масок. К маскам для платных «шоу» олубару отношения не имеют: это не более чем реквизит, оставшийся от последнего «dama», который участники догонской «самодеятельности» держат наготове в ожидании клича «Туристы приехали!». Вместе с танцорами Атемулу и Понлой за нашим столом сидел олубару из Санги Аманиду Доло (эту фамилию носит половина селения).
Ольга Соколовская, 11.07.2007
Новости партнёров