Опубликован стран-членов ООН по уровню грамотности взрослого населения. Данные, по большей части, предоставлены Всемирным банком и ЮНЕСКО. Грамотность взрослых обычно определяется, как способность читать и писать короткие, простые предложения.
На верхних позициях, в основном, находятся небольшие богатые европейские государства, республики бывшего СССР и бывшие социалистические страны Восточной Европы. В алфавитном порядке перечень стран мира со стопроцентной грамотностью среди взрослых выглядит так.
14 стран мира с максимальной грамотностью населения
Андорра;
Азербайджан;
Беларусь;
Грузия;
Люксембург;
Россия;
Сан-Марино;
Украина;
Почему в странах бывшего СССР самая высокая грамотность
Стопроцентная грамотность населения в бывших советских и социалистических государствах объясняется всеобщим школьным образованием. Начиная с 1920-х годов государство вкладывало значительные средства в бесплатное обязательное начальное и неполное среднее образование, проводило кампании по повышению грамотности среди взрослых и поддерживало высокий уровень охвата школьным образованием женщин.
Это наследие до сих пор проявляется в очень высоких показателях грамотности и стойких культурных ожиданиях — в обществе принято считать, что каждый должен окончить как минимум среднюю школу.
В таких странах, как Андорра, Финляндия, Лихтенштейн, Люксембург, Норвегия и Сан-Марино всеобщая грамотность обусловлена небольшой численностью населения, его высоким уровнем благосостояния, развитой системой социальной поддержки со стороны государства, хорошо финансируемой системой государственного образования.
В самом низу списка, с наиболее низким уровнем грамотности среди взрослых, оказались беднейшие страны Африки и Афганистан. Там самыми базовыми навыками чтения и письма владеет не более половины взрослого населения.
10 стран мира, где меньше всего людей умеют читать и писать
Чад (27,3% грамотных);
Мали (31%);
Буркина-Фасо (34,5%);
Южный Судан (34,5%);
Афганистан (37%);
Центрально-Африканская Республика (37,5%);
Нигер (38,1%);
Гвинея (45,3%);
Бенин (47,1%);
Либерия (48,3%).
Столь низкий уровень грамотности в этих странах объясняется крайней нищетой, особенно в сельской местности, бесконечными войнами и политикой властей. Так, например, в Центральном Сахеле, Буркина-Фасо, Мали, Нигере и некоторых районах Чада вооруженные группировки регулярно сжигают школы и угрожают учителям.
В Афганистане принятое в 2021 году решение Талибана запретить девочкам получать среднее образование привело к тому, что около 2,2 миллиона девочек не смогли посещать школу. Таким образом, Афганистан стал единственной страной, где девочкам официально запрещено получать образование после начальной школы. И пенсии там тоже, кстати, фактически нет.
