Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Путь к грамотности и равенству: как была устроена советская система всеобуча

Плюсы и минусы всеобщего обучения анализирует педагог

10 апреля 2024Обсудить

Всеобщее обучение или всеобуч — это обучение, доступное всем слоям населения. Его главной задачей было обеспечение равных возможностей и развитие массового образования в стране. О том, как была устроена эта система и была ли она эффективной, рассказывает Анастасия Абрамова, преподаватель Национального социально-педагогического колледжа. 

Путь к грамотности и равенству: как была устроена советская система всеобуча

«Комсомолка Дуня». Фрагмент плаката, 1928

Источник:

Legion Media

Как была создана система всеобуча

Путь к грамотности и равенству: как была устроена советская система всеобуча

Плакат, 1931

Источник:

Wikimedia Commons

Советская система всеобуча возникла в 1920-х годах как экспериментальный проект, направленный на создание единой системы образования, доступной всем слоям населения, в том числе непривилегированным группам.

Внедрение всеобщего обучения началось с издания Декрета Совета народных комиссаров РСФСР «О ликвидации безграмотности в РСФСР» 26 декабря 1919 года по инициативе В. И. Ленина. А в июне 1920 года была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности.

По всем регионам были организованы занятия, которые помогали взрослым, не владеющим навыками чтения и письма, улучшить свою грамотность. Несколько миллионов граждан страны впервые в своей жизни сели за парты школьных учебных заведений. Открылось множество библиотек и читальных комнат.

Путь к грамотности и равенству: как была устроена советская система всеобуча

Обучение населения чтению и письму в деревне Шоркасы Чебоксарского района, 1930-е годы

Источник:

Wikimedia Commons

Молодые и взрослые жители Советского Союза проходили обучение грамоте по специальной программе. Длительность — семь месяцев. Ежедневные уроки длились от 6 до 8 часов. В связи с многонациональным характером страны буквари для взрослых издавали на 40 языках, чтобы удовлетворить потребности всех народов, проживающих на территории СССР.

Четыре элемента системы всеобуча

Путь к грамотности и равенству: как была устроена советская система всеобуча

«Рабфаковцы». С.Прохоров, 1928

Источник:

vk.com

Советская система всеобуча имела четыре основных элемента, которые позволяли ей эффективно функционировать:

  1. Образование было бесплатным. Все дети в СССР имели право на бесплатное обучение в школе, от начальной до высшей ступени. Это обеспечивало доступность образования для всех слоев населения, независимо от социального положения и материального состояния родителей.

  2. Образование было доступным. Каждый человек имел право на получение знаний во всех областях. Ученики изучали математику, русский язык, историю, физику, химию и другие предметы, в том числе связанные с идеологией коммунизма, например марксизмом-ленинизмом.

  3. Образование было направлено на профессиональное развитие. Уделялось внимание подготовке специалистов в различных сферах — от медицины до инженерии. Для этого были созданы профессиональные учебные заведения, где ученики получали специализированную подготовку.

  4. Образование регулировалось на государственном уровне. Государство строго контролировало учительскую деятельность и систему всеобуча, поэтому она была единой и согласованной. Документы разрабатывали центральные органы власти. Поэтому образование соответствовало высоким стандартам и государственным целям.

Цели, принципы и методы советской системы всеобуча

Основная цель советской системы всеобуча — создание нового, коммунистического общества, свободного от эксплуатации и социальных неравенств. Образование служило средством формирования нового типа человека — коммунистического, который готов приносить пользу обществу и работать на благо коллектива. Воспитание граждан с преобладанием коллективных интересов над личными — важная составляющая советской системы всеобуча.

Принцип всеобуча заключался в том, что каждый гражданин страны получал доступ к образованию вне зависимости от социального статуса или происхождения. Это означало, что все дети, независимо от своих возможностей, могли получить полноценное среднее образование и продолжить учебу в высших учебных заведениях.

Основное внимание в советской системе всеобуча уделяли унификации образования и подготовке высококвалифицированных кадров для различных сфер экономики и науки. При этом огромное внимание уделяли развитию технических и научных специальностей, которые были востребованы в советской экономике. Образование ориентировали на потребности государства и социалистического строительства.

Путь к грамотности и равенству: как была устроена советская система всеобуча

Практикум советских студентов-инженеров. Фотография 1920-х

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

В рамках советской системы всеобуча существовали принципы научности и связи образования с производством. Учебные планы и программы разрабатывали с учетом достижений науки и техники. Особое внимание уделяли практическим занятиям, стажировке и обучению на производстве, чтобы студенты могли применять полученные знания на практике и работать сразу после окончания образовательной программы.

Еще одним важным принципом советской системы всеобуча был ее всеобъемлющий характер. Образование затрагивало все сферы жизни — от знакомства с основами научного метода до изучения истории, политики, литературы и искусства. Предметы обучения были систематизированы, чтобы обеспечить структурированное и целостное восприятие мира и формирование гармоничной личности.

Методы всеобуча включали в себя комбинированное обучение, когда учебное время было разделено между образовательными учреждениями и рабочими предприятиями. Разработка программы обучения проходила в сотрудничестве между преподавателями и представителями промышленности, что способствовало более практическому подходу к образованию.

Недостатки советской системы всеобуча

Путь к грамотности и равенству: как была устроена советская система всеобуча

Дети на уроке в советской школе. Фотография 1920-х

Источник:

Legion Media

Первоначально система всеобуча полностью соответствовала задаче обеспечения доступности и равноправия образования. У молодых людей, которые раньше не могли получить высшее образование, появилась возможность сделать это на рабочем месте. 

Однако, несмотря на большие достижения советской системы всеобуча, она имела свои ограничения и недостатки:

  • Система всеобуча ограничивала свободу мысли и самовыражения. Это приводило к идейной однообразности. Система всеобуча стремилась создать единую идею и единое воспитание учащихся, поэтому затрудняла независимое мышление и формирование критического взгляда на мир.

  • Акцент был на теоретическом обучении, а не на практической деятельности. Но это не мешало выпускать высококвалифицированных специалистов, конструкторов и инженеров.

  • Не было возможности переходить на дистанционное обучение и сдавать экзамены в форме экстерната. Невозможность для талантливых учеников проходить предметы заранее и переходить на следующий уровень обучения замедляла развитие высококвалифицированных специалистов. Принцип равенства для всех был обязателен.

  • Иностранным языкам уделялось мало внимания. Школьники хорошо писали и знали много слов, но не умели разговаривать на иностранном языке. Это было вызвано недоступностью иностранных материалов и недостатком общения с иностранцами. Запрет на доступ к зарубежной литературе привел к отсутствию обновленной информации и застою в системе образования.

Несмотря на ряд ограничений и недостатков, система всеобуча сыграла значительную роль в развитии массового образования. Но важно учитывать не только количество выпускников, но и качество их обучения, а также влияние системы на развитие мышления, в том числе критического. Это позволит более объективно оценить эффективность советской системы всеобуча.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения