Под поверхностью Марса обнаружена система скрытых озер

30 сентября 2020Обсудить

Под ледяной поверхностью южного полюса Марса могут существовать многочисленные озера с соленой водой. К такому выводу пришли ученые, проанализировав данные радара MARSIS Европейского космического агентства. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Astronomy .

Под поверхностью Марса обнаружена система скрытых озер

О существовании подледного озера на южном полюсе Марса впервые было объявлено чуть более двух лет назад. Тогда специалисты обнаружили крупный водоем с помощью данных орбитального аппарата Европейского космического агентства Mars Express .

Теперь ученые проанализировали данные специализированного радара MARSIS (Mars Advanced Radar for Subsurface and Ionosphere Sounding), предназначенного для зондирования ионосферы и глубинных слоев марсианской поверхности, и пришли к выводу, что под ледяной шапкой южного полюса может скрываться целая сеть водоемов. В своей работе астрономы использовали тот же метод, что используется для поиска подледных озер в Антарктиде.

«Некоторые типы материалов отражают радиолокационные сигналы лучше, чем другие, и жидкая вода является одним из таких "материалов", — объяснила планетолог Грациелла Капарелли (Graziella Caparelli) из Университета Южного Квинсленда в Австралии. — Поэтому, когда сигналы, поступающие из недр, сильнее, чем те, что отражаются от поверхности, мы можем подтвердить наличие жидкой воды. Радары используются на Земле (где мы можем непосредственно проверить результаты) с той же целью, поэтому мы уверены, что техника надежна».

Не замерзать при температуре около –70 °С вода на Марсе может лишь благодаря высокой концентрации солей. По мнению ученых, обнаруженные водоемы существовали на Марсе в течение длительного периода времени и могли сохранить следы любых форм жизни.

«Существование одного подледникового озера можно объяснить специальными условиями, такими как наличие вулкана под ледяным покровом или какой-то другой ситуацией, уникальной для конкретного места, где мы нашли первое подледниковое озеро, — объяснила геофизик Елена Петтинелли (Elena Pettinelli) . — Однако открытие целой системы озер предполагает, что процесс их образования относительно прост и, возможно, распространен».