Как жизнь в городе изменила шмелей

24 августа 2020Обсудить

Энтомологи из Галле-Виттенбергского университета (Германия) пришли к выводу, что урбанизация повлияла на эволюцию шмелей. Городские насекомые оказались крупнее своих сородичей, живущих в сельской местности.

Как жизнь в городе изменила шмелей

За последние 200 лет среда обитания шмелей и других насекомых резко изменилась. Многие из них теперь живут не в сельской местности, а в городах. Парки, ботанические сады, цветники на балконах и огороды — богатые источники пищи для шмелей. Однако в городе подходящих мест для жизни насекомых, как правило, не слишком много, к тому же эти места часто изолированы друг от друга.

Ученые отловили более 1800 шмелей в девяти немецких мегаполисах и их пригородах. Насекомые принадлежали к трем видам: каменный шмель ( Bombus terrestris ) , полевой шмель ( Bombus pascuorum ) и земляной шмель ( Bombus terrestris ) .

Исследователи измерили размер тела каждого шмеля. Помимо этого, специалисты оценили продуктивность насекомых, предоставив им возможность опылять клевер. После этого ученые подсчитали количество семян, произведенных каждым растением.

«Наши результаты показывают, что шмели из городских районов были крупнее почти на 4% по сравнению с их сельскими „коллегами“», — рассказала Антонелла Соро ( Antonella Soro ) . Результаты оказались одинаковыми для всех трех видов шмелей.

Исследователи поясняют, что размер тела шмелей связан с метаболизмом организма, качеством жизни и средой обитания, а также является определяющим фактором взаимодействия с другими видами. Более крупные шмели лучше видят, имеют более развитый мозг, лучше учатся и запоминают. Они также менее подвержены нападению хищников и могут перемещаться на большие расстояния. Кроме того, крупные шмели за один полет могут посетить больше цветов, что делает их более эффективными опылителями.

Фото: Alex Gottschalk / DeFodi Images / Getty Images