Виноградные косточки рассказали о крахе Византийской империи

2 августа 2020

Группа израильских археологов из Университета имени Бар-Илана и Университета Хайфы обнаружила новые и убедительные доказательства значительного экономического спада на окраине Византийской империи после крупной пандемии в середине VI века нашей эры.

Виноградные косточки рассказали о крахе Византийской империи

Израильские археологи исследовали руины древнего поселения в пустыне Негев. В VI веке эта территория принадлежала Византийской империи. Изучив мусорные кучи, специалисты смогли выяснить детали повседневной жизни обитателей поселения.

Археологи обратили внимание на обилие виноградных косточек в мусоре, а также амфор для вина. Это подтверждает предположения о том, что в древности на территории пустыни Негев успешно выращивали виноград и занимались виноделием. 1500 лет назад климат здесь был более влажным, что позволяло выращивать различные культуры растений.

Однако в середине VI века производство вина резко пошло на спад. По мнению специалистов, это было связано с масштабным экономическим кризисом, обрушившемся на Византийскую империю.

Произошедшие в 535–536 годах извержения вулканов повлекли за собой резкое понижение среднегодовой температуры в Северном полушарии (сильнейшее за последние 2000 лет), а также изменения в количестве осадков. Спустя несколько лет на Византию обрушилась чума, вошедшая в историю под названием Юстинианова.

Изменение климата и пандемия чумы отразились на благосостоянии людей. Экономика сельскохозяйственного поселения в Негеве получила настолько мощный удар, что не смогла восстановиться вплоть до Нового времени.

Уже в конце VI Византия начала терять свои территории, а к середине VII века ее юго-восточные земли были завоеваны Арабским халифатом.