Ученые выяснили, что попугаи понимают основы теории вероятностей

5 марта 2020

Попугаи кеа способны проводить оценку своих шансов на успех и менять стратегию собственного поведения. К таким выводам пришли ученые из Оклендского университета (Новая Зеландия).

Ученые выяснили, что попугаи понимают основы теории вероятностей

Специалисты предложили пернатым сыграть в простейшую игру. Во время эксперимента исследователи положили в несколько прозрачных коробок определенное число «счастливых» (черных) и «несчастливых» (разноцветных) палочек. Ученые одновременно вытаскивали их из контейнеров и удерживали в закрытых руках, предлагая попугаям угадать, в какой из них окажется черная палочка. Если кеа справлялся с этой задачей, биологи награждали птицу кусочком еды, в обратном случае ей ничего не доставалось. При этом попугаи имели возможность заглянуть внутрь коробок, «подсчитать» число черных палочек и оценить вероятность того, что человек вытянет именно их.

Опыты показали, что пернатые справлялись с этой задачей не хуже, чем это делает человек или шимпанзе. Они не только корректно оценивали то, какое количество черных палочек лежит в контейнерах, но и правильно просчитывали относительную вероятность того, что экспериментатор вытянет нужную. Интересно и то, что кеа хорошо запоминали тех биологов, которые их обманывали во время игры, и в дальнейшем отказывались иметь с ними дело.

Открытие того, что попугаи умеют пользоваться азами статистики, особенно интересно в контексте того, что их мозг в процентном отношении значительно меньше, чем у человека, и при этом у него совершенно иная структура. Как отмечают нейрофизиологи, это говорит о том, что для умения мыслить в подобном ключе многослойная кора мозга необязательна. Кроме этого, данное исследование опровергает представление о том, что «продвинутые» интеллектуальные способности — уникальная черта приматов.