Ученые выяснили, владели ли неандертальцы огнем

30 октября 2019

Международная группа ученых пришла к выводу, что неандертальцы умели разводить огонь. Ранее считалось, что это умение было свойственно лишь людям современного типа.

Ученые выяснили, владели ли неандертальцы огнем

Первые люди, вероятно, получали огонь из природных источников. Научившись позднее разжигать огонь самостоятельно, наши предки получили новый способ защиты, средство приготовления пищи и источник тепла. Когда именно люди «покорили огонь», долгое время оставалось темой для дискуссии среди антропологов.

Теперь команда исследователей из Университета Коннектикута (США) вместе с коллегами из Армении, Великобритании и Испании нашла убедительные доказательства того, что ранние люди, такие как неандертальцы, не только могли поддерживать огонь, но и научились его добывать.

«Предполагалось, что огонь был достоянием Homo sapiens , но теперь мы знаем, что другие древние люди, такие как неандертальцы, могли создать его, — рассказал один из авторов исследования Даниэль Адлер (Daniel Adle) . — Так что, возможно, мы все-таки не такие уж особенные».

Ученые изучили образцы осадочных пород в пещере Лусакерт-1 в Армении. В первую очередь их интересовало содержание полициклических ароматических углеводородов (ПАУ), которые выделяются при сжигании органического материала. Легкие ПАУ разносятся на большие расстояния при лесных пожарах, а тяжелые ПАУ остаются вблизи источника огня.

Как оказалось, возросшие следы жизнедеятельности людей, в том числе количество костей съеденных животных и свидетельства изготовления орудий труда, коррелировали с увеличением количества тяжелых ПАУ. По мнению ученых, огонь был делом рук именно людей, поскольку анализ изотопов водорода и углерода в составе восковых кутикул древних растительных тканей не указывал на то, что климатические условия в регионе способствовали частым природным пожарам.