Международная группа ученых пришла к выводу, что неандертальцы умели разводить огонь. Ранее считалось, что это умение было свойственно лишь людям современного типа.

Фото №1 - Ученые выяснили, владели ли неандертальцы огнем

Первые люди, вероятно, получали огонь из природных источников. Научившись позднее разжигать огонь самостоятельно, наши предки получили новый способ защиты, средство приготовления пищи и источник тепла. Когда именно люди «покорили огонь», долгое время оставалось темой для дискуссии среди антропологов.

Теперь команда исследователей из Университета Коннектикута (США) вместе с коллегами из Армении, Великобритании и Испании нашла убедительные доказательства того, что ранние люди, такие как неандертальцы, не только могли поддерживать огонь, но и научились его добывать.

«Предполагалось, что огонь был достоянием Homo sapiens , но теперь мы знаем, что другие древние люди, такие как неандертальцы, могли создать его, — рассказал один из авторов исследования Даниэль Адлер (Daniel Adle) . — Так что, возможно, мы все-таки не такие уж особенные».

Ученые изучили образцы осадочных пород в пещере Лусакерт-1 в Армении. В первую очередь их интересовало содержание полициклических ароматических углеводородов (ПАУ), которые выделяются при сжигании органического материала. Легкие ПАУ разносятся на большие расстояния при лесных пожарах, а тяжелые ПАУ остаются вблизи источника огня.

Как оказалось, возросшие следы жизнедеятельности людей, в том числе количество костей съеденных животных и свидетельства изготовления орудий труда, коррелировали с увеличением количества тяжелых ПАУ. По мнению ученых, огонь был делом рук именно людей, поскольку анализ изотопов водорода и углерода в составе восковых кутикул древних растительных тканей не указывал на то, что климатические условия в регионе способствовали частым природным пожарам.