В России обнаружили окаменелости предка всех наземных позвоночных

25 октября 2019

Найдены хорошо сохранившиеся окаменелости одного из представителей ранних тетраподов — группе животных, которые стали предками всех наземных позвоночных организмов: амфибий, рептилий, птиц и млекопитающий. В том числе людей.

В России обнаружили окаменелости предка всех наземных позвоночных

Новый тетрапод из России получил название Parmastega aelidae . Его возраст — около 372 миллионов лет. Окаменелость лишь незначительно уступает по возрасту самым древним тетраподам, которые известны только по фрагментарным находкам.

Останки были обнаружены в известняках сосногорской свиты, сформировавшихся в условиях обширной мелководной тропической лагуны, и ныне обнажающихся по берегам реки Ижмы в окрестностях города Ухты (Республика Коми).

Ученые отмечают, что окаменелости хорошо сохранились. Было найдено и препарировано более 100 экземпляров костей, прекрасно стыкующихся между собой, что позволило создать трехмерную реконструкцию черепа, нижней челюсти и плечевого пояса этого животного, делая его древнейшим тетраподом, облик которого может быть корректно воссоздан.

Parmastega aelidae отдаленно напоминала крокодила. При этом глаза животного сильно возвышались над поверхностью головы. По мнению ученых, большую часть времени существо проводило в воде, причем на поверхности были видны только глаза. Современные крокодилы используют подобное поведение для охоты, высматривая из воды своих потенциальных жертв среди наземных животных.