В Китае появились на свет клонированные CRISPR-обезьяны

27 января 2019

В институте нейронаук Китайской академии наук в Шанхае появились на свет пять клонированных макак. Донором для клонирования стала особь с отредактированным с помощью технологии CRISPR/Cas9 геномом.

В Китае появились на свет клонированные CRISPR-обезьяны

У обезьяны, ставшей «прототипом» для клонирования, еще на стадии эмбриона была блокирована экспрессия гена BMAL1 , регулирующего циркадные ритмы. В результаты обезьяна демонстрировала различные отклонения от нормы: уменьшение продолжительности сна, повышенную активность в ночное время, тревожность. Рассказывая о важности исследования, ученые отмечают, что нарушение циркадного ритма связано со многими заболеваниями человека, в том числе с сахарным диабетом, раком и нейродегенеративными заболеваниями.

Обезьяны с блокированным геном BMAL1 могут быть использованы для изучения механизмов зарождения болезней и способов их лечения. Фибробласты обезьяны-донора были использованы для клонирования пяти обезьян путем переноса ядра из соматической клетки в цитоплазму яйцеклетки (метод использовался при создании овцы Долли).

«Мы считаем, что такой подход к клонированию обезьян с отредактированными генами может быть использован для создания различных моделей заболеваний, в том числе генетических и метаболических нарушений, расстройств иммунной системы, рака и заболеваний мозга», — говорит один из авторов исследования Цян Сунь (Qiang Sun) .