Когда древние египтяне делали мумии своих умерших родственников, тем же на расстоянии более 3200 километров к северо-востоку занимались доисторические британские племена. К такому выводу пришли ученые из Шеффилдского университета (Великобритания).

Фото №1 - Британцы бронзового века мумифицировали умерших

Согласно исследованию, проведенному под руководством палеобиолога Томаса Бута, практика мумифицирования стала применяться примерно с 2400 года до нашей эры и продолжала использоваться до 1000 года до нашей эры. Это позволяет говорить о том, что древние британцы были одними из первых людей, наряду с египтянами и перуанцами, намеренно занимающихся мумификацией.

Бут обнаружил доказательства доисторических мумификаций в графствах Дорсет, Кент, Кембриджшир, в северной Шотландии и на Льюисе — одном из Гебридских островов. Ученый осмотрел останки 16 мумифицированных британцев, мужчин и женщин, времен неолита и бронзового века. Ученые планируют исследовать еще 30 скелетов из Уилтшира, Шотландии и Уэльса.

Определить, что трупы были именно мумифицированы, позволила специальная процедура, устанавливающая, подверглись ли останки деятельности кишечных бактерий. Если нет или почти нет — значит, эти бактерии погибли в процессе мумификации умершего.

В большинстве случаев древние британцы мумифицировали родственников, помещая их в торфяные болота на несколько месяцев. Однако в ряде случаев они подвергали тела воздействию тепла и дыма — таким способом были мумифицированы два тела, останки которых нашли в Кенте. Эти методы мумификации принципиально отличаются от метода древних египтян с применением соляного раствора. Как отмечают ученые, возможно, готовые мумии выставлялись в специально отведенных местах для ритуального поклонения предкам.

По словам исследователей, метод, созданный для определения воздействия мумификации, возможно, позволит обнаружить другие культуры, представители которых мумифицировали тела умерших. Основываясь на данных о том, что этот процесс в том числе осуществлялся с помощью погружения тел в торфяные болота, археологи изучают их в поисках древних захоронений.

Напомним, ранее команда швейцарских ученых предприняла попытку мумифицировать человеческие останки в лаборатории с помощью сухого жара и по методу древних египтян. Первый эксперимент не удался, второй прошел успешно.