Плащ или мантия, которая делает человека невидимым, неизменно воспринимается как атрибут волшебного мира. Однако ученые давно трудятся над созданием подобной вещи, и они близки к завершению. Такой плащ уже создан, но пока он не подходит людям по размеру.

Фото №1 - Ученым удалось создать плащ-невидимку

3D-изображение плаща, изготовленного из ультратонких золотых наноблоков, и способного покрывать объекты произвольной формы. Свет отражается от плаща, как от зеркала (показано красными стрелками).

Об успешных испытаниях ультратонкого плаща-невидимки, скрывающего находящийся под ним объект, сообщили ученые из Национальной лаборатории имени Лоуренса в Беркли и Калифорнийского университета (США).

Физики и инженеры создали плащ из микроскопических (толщиной около 80 нанометров) золотых наноблоков. Их размер позволяет плащу покрывать объект, подобно ткани. В ходе эксперимента плащ был обернут вокруг трехмерного объекта размером в несколько биологических клеток, имеющего выпуклости и впадины.

При активации плаща, изготовленного с помощью технологий метаинжиниринга, объект становится невидимым для оптического обнаружения за счет перенаправления отражения световых волн. Это происходит благодаря свойствам материала, из которого изготовлен плащ. Аналогичных свойств у природных материалов нет.

Авторы эксперимента заявляют, что благодаря созданной ими технологии со временем появится возможность скрывать и крупные объекты. По словам директора лаборатории Сяна Чжана, на это потребуется от пяти до десяти лет. «Несмотря на то что еще многое предстоит сделать, фундаментальных препятствий мы не видим», — отмечает он.

Исследователи полагают, что им удалось устранить два недостатка аналогичных материй-невидимок, созданных ранее. Во-первых, они сделали «ткань» гибкой, способной принимать форму практически любого объекта. А во-вторых, их изобретение может быть увеличено в размерах без потери свойств.

Ученые уже высказали ряд идей применения их разработки. Так, например, с помощью ткани-невидимки можно будет скрывать дефекты на коже лица или шить одежду, маскирующую недостатки фигуры.

Отметим, что над созданием материала, способного делать человека или объекты в разной степени невидимыми, работают и другие ученые. Например, исследователям из Наньянского технологического университета (Сингапур) удалось создать «термальный плащ-невидимку». Он позволяет человеку не быть обнаруженным различными тепловыми датчиками за счет вмонтированных в него 24 небольших термоэлектрических модулей.

Напомним, ранее британские ученые сообщили, что совершили прорыв в деле создания собственного плаща-невидимки . Им удалось поместить микроскопические структуры, перенаправляющие свет, на тонкую пленку. А еще одна команда американских специалистов создала «шапку-невидимку» — полый стеклянный цилиндр с толстыми стенками и наноиголками из золота или серебра внутри. «Шапка» способна делать невидимым оказавшийся в ней объект.