Как и любой вид искусства, архитектура отличается не только разнообразием стилей, но и обилием всевозможных терминов, в которых неподготовленному человеку легко запутаться. Для тех, кто хотел бы немного подтянуть знания в этой области и научиться отличать колонну от пилястры, а ризалит — от эркера, Vokrugsveta.ru подготовил небольшой архитектурный глоссарий, собрав в алфавитном порядке список из двух десятков основных архитектурных терминов с определениями и наглядными иллюстрациями.
Антаблемент
Открывает наш словарь антаблемент (от лат. tabula — «стол»). Так называется горизонтальное перекрытие здания, опирающееся на столбы (пилоны), колонны или стены. Со времен Античности, когда сформировались классические архитектурные ордеры, определяющие совокупность, порядок и облик основных элементов постройки, антаблемент принято делить на три части: архитрав, фриз и карниз.
Архитрав (от греч. ἀρχι — «главный» и лат. trabs - «балка») — это нижняя часть антаблемента, горизонтальная балка, лежащая на опорах. Архитрав служит основой для прочих частей антаблемента и равномерно распределяет вес всех расположенных выше элементов конструкции.
Фриз (предп. от фр. frise — «кудрявый») — это средняя часть антаблемента, расположенная между архитравом и карнизом. Лицевая поверхность фриза может быть гладкой или украшенной рельефами, скульптурами, орнаментом. В классической архитектуре именно на фризе часто размещались рельефы или росписи превращавшие фасад в настоящее произведение искусства. Сегодня под фризом может пониматься любая декорированная горизонтальная полоса снаружи или внутри постройки.
Карниз (от греч. κορωνίς — «загнутый») — верхняя, выступающая часть антаблемента или (в более широком смысле) стены. Карниз завершает здание, защищает стены от дождя и придает фасаду выразительность. Разновидностью этого элемента является арочный карниз, появившийся в эпоху Ренессанса.
Анфилада
Анфилада (от фр. enfiler — «нанизывать на нитку») представляет собой ряд соединенных между собой залов или комнат, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает эффект перспективы и придает интерьеру торжественности.
Такое планировочное решение часто использовали при строительстве дворцов и усадеб XVII–XIX веков, чтобы цепочка помещений казалась практически бесконечной, подчеркивая статус и богатство владельцев. Для усиления этого ощущения могли использовать большое зеркало, установленное на оси дверей в последнем зале анфилады.
В дворянских усадьбах анфилады часто замыкались красивым видом на парк, искусно соединяя интерьеры с пейзажем. Так архитектура и природа становились ближе друг к другу.
Аркада
Аркадой (от лат. arcus — «арка», «лук») называют последовательность одинаковых арок, опирающихся на колонны или столбы. Аркады применяются как в наружном оформлении зданий, так и в качестве элемента интерьеров. С античных времен использование аркад позволяет придавать фасадам и помещениям невесомость и декоративную выразительность.
Нередко аркады являются частью крытых галерей, выходящих на улицу или во внутренние дворы зданий. Такие крытые галереи можно найти во многих готических и романских монастырях, где они располагаются по периметру внутренних дворов (клуатров), и в городах, где они веками защищают жителей от солнца и дождя.
Аттик
Аттик (от др.-греч. ἀττικός — «аттический») — это декоративная стенка, которая расположена над венчающим постройку карнизом. В древней Греции аттики украшали фасады храмов, а в Риме этот элемент, названный в честь области центральной Греции Аттики, использовался и для оформления триумфальных арок.
В эпоху Возрождения и позже архитекторы при строительстве храмов, дворцов и других сооружений также прибегали к аттикам, отделывая их рельефами скульптурами или надписями.
В английском языке сегодня словом attic сегодня также называют чердак — неотапливаемое помещение под крышей здания.
Балюстрада
Балюстрада (от итал. balaustra — «цветок граната») представляет собой невысокую (примерно по пояс) ограду лестницы, террасы, балкона или любой площадки, состоящую из фигурных столбиков-балясин, накрытых балкой или перилами. Несущими элементами балюстрады при этом являются массивные по сравнению с балясинами тумбы, которые отделяют друг от друга секции балюстрады
Закомара
Это название носит полукруглое или килевидное завершение стены, которое часто встречается в древнерусской архитектуре. Закомара повторяет форму внутренних сводов и служит украшением фасада. Этот элемент характерен для старинных храмов — символизирующие небесный свод закомары создают эффект плавного перехода к крыше, одновременно формируя красивый силуэт постройки.
Капитель
Капитель (от лат. capitellum — «головка») — это верхняя часть колонны или пилястры (до пилястр мы еще дойдем), которая соединяет ее с антаблементом (горизонтальным перекрытием) или аркой. Она, словно шляпка, венчает колонну и помогает равномерно распределить нагрузку.
В эпоху Античности капители делились на три вида по принадлежности к одному из греческих ордеров: дорическому, ионическому и коринфскому. Самая простая из них дорическая — она лишена декоративных элементов. Ионическая — более изящная, с характерными спиралевидными завитками. Коринфская — самая нарядная и богато украшенная резьбой в виде листьев аканта.
С тех пор появились и другие разновидности капителей со своими особенностями, но основными остаются три античных.
Кокошник
Кокошник представляет собой декоративный элемент древнерусской архитектуры, по форме напоминающий женский головной убор, в честь которого он и назван. Полукруглые или килевидные кокошники украшают фасады старинных храмов, своды, барабаны и шатры. В отличие от закомары, похожий на нее внешне кокошник не является частью основной конструкции здания — он служит только для украшения.
Особенно популярны кокошники были в XVI–XVII веках: их располагали ярусами, подчеркивая устремленность здания вверх. Часто кокошники украшали резьбой или изразцами, придавая храму праздничный и нарядный вид. Это один из самых узнаваемых символов русского зодчества, который до сих пор можно увидеть на памятниках архитектуры в Москве, Ярославле, Суздале и многих других городах.
Лоджия
В архитектуре лоджией (от итал. loggia — «крытая галерея») называется выходящая на улицу крытая галерея, не выступающая, в отличие от балкона, за пределы основного объема стены здания. От улицы ее отделяет невысокая стенка или балюстрада, на которую опираются колонны, либо образующие аркаду арки. Лоджия ограничена стенами с трех сторон или с двух, если она является угловой. Она может находиться на первом или (чаще) на верхних этажах здания.
Мезонин
Мезонин (от итал. mezzano — «средний») — это невысокая надстройка над средней частью жилого дома, имеющая собственную крышу. Такая полуэтажная конструкция изначально использовалась для создания дополнительного жилого помещения, а затем превратилась и в элемент украшения фасада усадеб и домов зажиточных горожан.
В России в XIX веке мезонин с фронтоном в стиле классицизма, был типичным украшением дворянских усадебных домов. Неудивительно, что мезонины часто упоминаются в классической русской литературе и считаются одним из символов старинных усадеб.
Неф
Нефом (от лат. navis — «корабль») называют вытянутое внутреннее пространство здания, ограниченное по длинным сторонам рядами колонн или столбов. Это архитектурное решение применялось в древнегреческих храмах и других постройках, а затем перекочевало в римские базилики, прямоугольную планировку которых в итоге стали использовать в христианских храмах, как и слово «базилика» (от греч. βασιλική — «царский дом») для их обозначения.
В храмах нефы обычно делятся на широкий главный, с высокими стенами и окнами под сводом, и более узкие боковые нефы, которых может быть два или даже четыре. В развитие этой планировки храмы обзавелись трансептом (лат. trans - «за» и septum — «ограда») — поперечным нефом, пересекающимся с главным и боковыми нефами, образуя на плане крест. Центр пересечения главного нефа и трансепта, над которым нередко возведен купол, называется средокрестием — это архитектурное и смысловое «сердце» здания.
Пилястра
Пилястра (от лат. pilae — «столб») — это плоский вертикальный выступ на стене, который выглядит как колонна, но ей не является, так как не держит нагрузку, будучи декоративным элементом.
Пилястры появились еще в древних храмах, где дополняли настоящие колонны, создавая симметрию. Этот элемент широко использовался в классической архитектуре Древней Греции и Рима, а позже пилястры широко использовались архитекторами Возрождения и Классицизма как для внешней, так и для внутренней отделки дворцов и других зданий.
Портик
Портик (от лат. porta — «проход», «навес») представляет собой выступающий за пределы основного объема здания навес перед входом или крытую галерею вдоль всего фасада. Опорой ему служил колоннада или аркада. В классической архитектуре портик придает зданию торжественный вид, подчеркивает его монументальность.
Этот элемент веками использовали в храмовых сооружениях, дворцах и усадьбах, да и сегодня портиками нередко оформляют входные группы современных зданий.
Ризалит
Ризалит (от итал. risalita — «выступ») — это часть здания, выступающая за основную линию его главного или иного фасада на всю его высоту. Как и портик, ризалит обычно используется для выделения входной группы, эти два элемента даже могут использоваться вместе.
В классицизме ризалит применялся для подчеркивания симметрии фасада и его явного разделения на центральную часть и примыкающие к ней крылья. А вот архитекторы, творившие в стиле модерн, проектировали ризалиты, чтобы выделить асимметричность фасадов.
Ротонда
Ротондой (от лат. rotundus — «круглый») именуется круглая в плане постройка, зачастую увенчанная куполом. Здания такого типа появились в незапамятные времена, задолго до того, как их стали называть ротондами, и постепенно эволюционировали, становясь больше и изящнее. Величайшей ротондой Античности стал Пантеон в Риме с куполом диаметром 43 метра.
Впоследствии в виде ротонд строились и христианские храмы, а также парадные залы дворцов. С развитием садово-парковой архитектуры неотъемлемой частью ансамбля загородных поместий стали круглые павильоны и уединенные беседки-ротонды.
Фронтон
Термин «фронтон» (от лат. frons — «лоб») используется для обозначения треугольного, полукруглого или более вычурного завершения стены фасада здания, портика, ризалита или иного элемента. В отличие от аттика сверху фронтон ограничен скатами крыши постройки.
Зачастую фронтон может быть украшен скульптурами или рельефами — эта традиция зародилась в Древней Греции, где на фронтонах храмов изображали события из мифов. Например, на фронтоне Парфенона в Афинах был изображен спор Афины и Посейдона за покровительство над Аттикой, а на фронтоне храма Зевса в Олимпии — миф о Пелопсе и Эномае.
Эркер
Пришедшее в русский язык из немецкого слово erker (ärker) восходит к латинскому arcora — «дуга». Этим термином называется выступающая за линию фасада часть здания с окнами, которая, в отличие от ризалита, занимает не всю высоту фасада и не опирается на фундамент.
Изначально этот элемент использовался при строительстве крепостей: подобные выступы позволяли защитникам эффективнее обстреливать нападающих при штурме. Также в замковых эркерах, именуемых преветами или данскерами, размещали отхожие места отсюда нечистоты попадали в ров или вырытую под стеной яму.
Со временем эркеры изменились до неузнаваемости и стали широко использоваться архитекторами одновременно для украшения и увеличения полезной площади построек, а также для обеспечения освещенности за счет дополнительных окон.
Разумеется, это далеко не полный список терминов, которые стоит знать любителю архитектуры, но, смеем надеяться, что теперь вы сможете уверенно «прочитать» фасады многих построек словно понятную книгу и, блеснув эрудицией, простыми словами рассказать кому-нибудь о главных архитектурных понятиях.