Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Цветущий город в бетонной вазе: как Ле Корбюзье подарил миру архитектурную утопию

Радикально настроенный архитектор готов был сносить целые исторические районы ради воплощения своей мечты

15 ноября 2023

Ле Корбюзье называют революционером в мире архитектуры. Он жестко критиковал стили ушедших эпох и планировал переделать жилые пространства с учетом потребностей современников.  Создавать «лучезарные города», как называл их сам Ле Корбюзье, он собирался из грубого и простого материала — бетона. Следы его смелых идей сегодня можно встретить в городах Европы, Азии и Африки.

Цветущий город в бетонной вазе: как Ле Корбюзье подарил миру архитектурную утопию
Источник:

akg-images / Paul Almasy via Legion Media

Рождение Ле Корбюзье

Настоящее имя архитектора — Шарль-Эдуар Жаннере. Он появился на свет 6 октября 1887 года в Швейцарии. Родной городок Ле Корбюзье под названием Ла-Шо-де-Фон славился искусными мастерами часовых дел. Одним из талантливых эмальеров и граверов часов был отец будущего градостроителя. Свое дело он собирался передать сыну, поступившему в местную Школу декоративных искусств, однако юношу занимало не время, а пространство.

Цветущий город в бетонной вазе: как Ле Корбюзье подарил миру архитектурную утопию

Шарль Л'Эплаттенье (1874-1946). Автопортрет. 1933

Источник:

galeriedesannonciades.ch

В студенческие годы Шарль-Эдуар увлекся стилем ар-нуво, популярным на рубеже XIX и XX веков. Один из преподавателей Школы, Шарль Л'Эплаттенье, первым разглядел склонность юноши к проектированию зданий. В 1906 году молодой архитектор разработал дебютный проект — виллу Фалле в своем родном городе.

Искать вдохновение и развивать художественный вкус Шарль-Эдуар вскоре отправился в Австро-Венгрию и Францию. В Париже он познакомился с архитектором Огюстом Перре. Возможно, именно он убедил молодого швейцарского коллегу в том, что универсальным материалом для строительства «зданий будущего» является бетон.

По возвращении на родину Жаннере берется за новый проект под названием «Белая вилла». Строгое здание с темной крышей и белоснежными стенами он строит для своих родителей. Ар-нуво архитектор навсегда оставляет в прошлом — отныне к любому украшательству он будет относиться скептически.

Цветущий город в бетонной вазе: как Ле Корбюзье подарил миру архитектурную утопию

Вилла Фалле (1905)

Источник:

Archipat, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Цветущий город в бетонной вазе: как Ле Корбюзье подарил миру архитектурную утопию

«Белая вилла» (1912)

Источник:

Picsinfusion, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

В 1917 году Шарль-Эдуар Жаннере переезжает в Париж и знакомится с видными художниками-авангардистами. Вместе с журналистом Амеде Озанфаном они публикуют манифест «После кубизма», а в 1920-м начинают издавать журнал «Новый дух», критикующий буржуазность и старомодность. Свои статьи об архитектуре будущего наш герой впервые подписывает псевдонимом «Ле Корбюзье». Это была слегка измененная фамилия Лекорбезье, которую носил его дед по материнской линии.

Оды минимализму: теории и практика  

В 1920-х годах Ле Корбюзье пропагандировал отказ от пышного декора зданий в пользу функциональности и простых линий. Тогда же он впервые завел разговор о типовой застройке, которая казалась ему наилучшим вариантом решения жилищного вопроса в условиях роста населения городов. «Своим» материалом Ле Корбюзье назначил железобетон.

В 1922 году архитектор подготовил для Осеннего салона в Париже проект «Современного города» площадью 26 км2, который был рассчитан на 3 миллиона жителей. Вместить часть населения должны были 60-этажные небоскребы крестообразной формы, вокруг которых Ле Корбюзье предложил построить здания высотой 12 и 9 этажей, а также разместить транспортную инфраструктуру, парки и зоны для пешеходов. В дальнейшем на основе этого проекта архитектор подготовил свой знаменитый план реконструкции Парижа.

Тогда же Ле Корбюзье придумал концепцию так называемых «вилленблоков» — двухэтажных жилых ячеек, из которых возводились бы многоэтажные дома для тех, кто не мог позволить себе отдельно стоящую виллу. Впрочем, заказы на особняки архитектор с удовольствием принимал — например, в 1928–1931 гг. Ле Корбюзье построил для четы Савой виллу из бетона и стали в пригороде Парижа.

Цветущий город в бетонной вазе: как Ле Корбюзье подарил миру архитектурную утопию

Вилла Савой. Здание было отреставрировано в 1990-х и доступно для посещения

Источник:

Bildarchiv Monheim via Legion Media

Приподнятое над землей здание с плоской крышей-террасой, большой площадью остекления и свободной планировкой должно было служить своим владельцам десятилетиями, но на практике оказалось не лишенным множества недочетов, связанных с низким качеством материалов, нарушениями при строительстве и особенностями местного климата. Например, стены постройки плохо удерживали тепло и свободно пропускали звук, а крыша часто протекала. Словом, эксперимент архитектора получился не слишком удачным. И всё же сносить виллу не стали — в 1950-х ее выкупило государство, а в 2016-м вилла Савой в числе других построек архитектора была признана объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Разрушить до основанья, а затем…

Стремительный рост городов на рубеже XIX–XX вв. повергал многих в ужас. Архитекторы ломали головы над тем, как преобразить тесные и небезопасные пространства, сохранять ли наследие прошлого или сносить старые кварталы. Ле Корбюзье выступал за разработку зонирования городов. Хаотичную застройку он предложил упорядочить, выделив места для отдыха, жилые и производственные районы, транспортные узлы.

В 1925 году на базе проекта трехлетней давности Ле Корбюзье подготовил план радикальной перестройки Парижа. Он назвал его «План Вуазен» — в честь ставшей спонсором проекта авиастроительной и автомобильной компании Avions Voisin братьев Вуазен.

На чертежах смелого градостроителя старые районы французской столицы, расположенные на правом берегу Сены, были уничтожены: на их месте должны были появиться 18 одинаковых небоскребов, окруженных автострадами, пешеходными зонами и парками. Проект также предполагал возведение некоторого количества малоэтажных зданий — общая площадь застройки не превышала 12% всей территории, а почти треть отводилась под транспортную инфраструктуру, поскольку Ле Корбюзье считал, что старые города не приспособлены для автомобилей.

Цветущий город в бетонной вазе: как Ле Корбюзье подарил миру архитектурную утопию

Визуализация «Плана Вуазен»

Источник:

akg-images / Paul Almasy via Legion Media

Амбициозный план не нашел поддержки у властей Парижа и горожан. Критики обвинили Ле Корбюзье в пренебрежении к исторической застройке. Однако тот не сдался — после неудачи в Париже он обратил свой взор на другие города. Например, жертвой радикального подхода Ле Корбюзье едва не стала Москва. В 1930-х архитектор предлагал снести всю застройку в центре города, оставив лишь Кремль, Большой театр и еще несколько зданий, но на такую реконструкцию денег у СССР не нашлось. Впрочем, свой след в Москве Ле Корбюзье всё же оставил.

«Лучезарный город»

В 1933 году Ле Корбюзье написал книгу «Лучезарный город» (La Ville radieuse). В ней архитектор сравнивал городское пространство с живым организмом. Тело человека с его идеальными пропорциями Ле Корбюзье взял за основу проектирования. У «Лучезарного города» были свои «руки», «ноги», «голова», «легкие» и «позвоночник». Этот подход архитектор безуспешно пробовал воплотить в разных городах, включая Нью-Йорк и Алжир. В годы Второй мировой войны он обращался со своими идеями к Бенито Муссолини в Италии, и к представителям режима Виши во Франции, но не получил поддержки.

И все-таки «Лучезарный город» был построен. Правда, вовсе не в Европе и не в Африке, а на севере Индии. Переработав предложения американских архитекторов Альберта Майера и Матея Новицкого, Ле Корбюзье совместно с группой коллег в начале 1950-х спроектировал город Чандигарх, ставший столицей штата Пенджаб, а позднее — и штата Харьяна.

Новый город был заложен в 1953 году на равнине у подножия Гималаев. Он состоял из 47 секторов, каждый из которых представлял собой маленький городок внутри большого города — с жильем, школами, магазинами, парками, дорогами и т. д. Площадь секторов составляла около 1 км2, что обеспечивало пешую доступность всей инфраструктуры. Сегодня Чандигарх считается одним из самых богатых и развитых городов Индии.

Цветущий город в бетонной вазе: как Ле Корбюзье подарил миру архитектурную утопию

Современный план Чандигарха. За 70 лет город несколько разросся, но в целом сохранил заложенные Ле Корбюзье принципы планировки

Источник:

Ajay Tallam, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

Помимо создания плана города, Ле Корбюзье спроектировал в Чандигархе комплекс административных построек, включающий Дворец Правосудия, а также здания Ассамблеи и Секретариата. Сегодня они включены в список ЮНЕСКО.

Здание Ассамблеи

Дворец Правосудия

Здание Секретариата

1 из 3

Здание Ассамблеи

Источник:

Sanyam Bahga, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Чандигарх — не единственный город, созданный на основе идей Ле Корбюзье. Предложенные им принципы «Лучезарного города» впоследствии использовали другие архитекторы, среди которых выделяется Оскар Нимейер — «отец» города Бразилиа, также возведенного с нуля.

Ле Корбюзье и советский опенспейс

Хотя радикальный план реконструкции Москвы, предложенный Ле Корбюзье, остался на бумаге, по проекту швейцарского архитектора в 1929–1936 гг. было построено здание Центросоюза, расположенное на Мясницкой улице. В то время оно считалось крупнейшей в Европе постройкой, предназначенной для конторских работников, или офисным зданием, говоря современным языком.

Советское детище Ле Корбюзье имело два главных фасада, непохожих друг на друга. Один — полукруглый, со сваями-колоннами. Другой — прямоугольный и полностью стеклянный. Внутри здания была применена свободная планировка. Сотрудники трудились в обстановке, которая сегодня называется опенспейс. Вместо классических лестниц внутри были оборудованы пандусы.

Цветущий город в бетонной вазе: как Ле Корбюзье подарил миру архитектурную утопию

Фасад здания, выходящий на проспект Сахарова (бывший Новокировский проспект)

Источник:

Sergei Arssenev, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Ле Корбюзье принимал участие и в конкурсе проектов Дворца Советов СССР, но проиграл Борису Иофану (его проект так и не был реализован из-за Великой Отечественной войны). Считается, что архитектор был так обижен, что решил не возвращаться в Москву и не следить за возведением здания Центросоюза. После этого строительство контролировал архитектор Николай Колли — соавтор проекта, работавший вместе с Ле Корбюзье.

Цветущий город в бетонной вазе: как Ле Корбюзье подарил миру архитектурную утопию

Фасад здания Центросоюза, выходящий на Мясницкую улицу

Источник:

Svetlov Artem, CC0, via Wikimedia Commons

Как это часто бывает, получившееся здание далеко не полностью соответствовало первоначальному проекту, что сильно расстроило Ле Корбюзье. Например, в СССР сэкономили на оригинальной системе отопления и вентиляции, которую архитектор разработал с учетом московского климата. Впоследствии из-за этого работавшие в здании Центросоюза люди не знали, как бороться с духотой летом, а зимой страдали от сквозняков.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения архитектора, стала новость о том, что его любимый бетон при облицовке заменили на армянский туф, а минималистское внутреннее убранство «испортили» мрамором. Ле Корбюзье даже хотел отказаться от авторства проекта, но пилюлю подсластил солидный гонорар от советских властей. В 2015 году возле неоднозначной постройки, которую Ле Корбюзье считал своей неудачей, установили памятник архитектору.

Брутализм жилых единиц 

В 1960-х годах с подачи британского историка архитектуры Рейнера Бэнема стал популярен термин «брутализм». Такое название получил возникший после Второй мировой войны функциональный архитектурный стиль. Бэнем же связал это направление модернизма с основным строительным материалом — необработанным бетоном (фр. béton brut). Ле Корбюзье с его любовью к бетону считается одним из «отцов» брутализма.

Именно в этом стиле построены «жилые единицы» — многоквартирные дома с сопутствующей инфраструктурой, которые Ле Корбюзье проектировал с конца 1940-х годов, используя свои прежние наработки. В этих проектах была применена созданная архитектором система пропорционирования модулор, учитывавшая параметры человеческого тела при планировке внутренних пространств зданий. Первой «Жилой единицей» стал построенный в 1947–1952 гг. в Марселе многоэтажный бетонный дом с сотнями квартир разных типов, школой, магазинами, рестораном, детским бассейном и открытой для посещения крышей.

Цветущий город в бетонной вазе: как Ле Корбюзье подарил миру архитектурную утопию

«Жилая единица» в Марселе пострадала от пожара в 2012 году

Источник:

Panoramic / Globe Photos via Legion Media

Затем Ле Корбюзье построил еще четыре дома по образу и подобию Марсельского (в пригороде Нанта, Брие, Фирмини и Берлине). Концепция, одним из идеологов которой был Ле Корбюзье, заключалась в том, что человек мог провести всю жизнь в одном жилом комплексе, лишь меняя квартиры: «однушки» для молодежи, более просторные «двушки» или «трешки» — для взрослых людей с детьми, затем — вновь небольшие квартиры для стариков. Таким образом, житель подобного комплекса годами не менял бы своего окружения, знал всех соседей и чувствовал себя в безопасности. 

Похожие жилые комплексы из недорогих материалов стали возводить в Западной и Восточной Европе, США и не только для решения проблемы нехватки жилья. Поначалу микрорайоны, выстроенные по заветам Ле Корбюзье, привлекали горожан. Однако благополучие таких построек зачастую быстро улетучивалось: бетон трескался, крыши домов протекали, фасады темнели и стремительно загрязнялись.

Дешевые многоэтажные жилмассивы разрастались, и соседи могли уже и не знать друг друга в лицо. Поддерживать инфраструктуру оказалось экономически невыгодно. Уровень преступности в некогда престижных районах рос, обеспеченные люди при первой возможности покидали не оправдавшее надежд жилье. Многие квартиры сдавались в аренду маргиналам.

Цветущий город в бетонной вазе: как Ле Корбюзье подарил миру архитектурную утопию

Ле Корбюзье в мастерской, 1960-е годы

Источник:

United Archives via Legion Media

Провала этой концепции Ле Корбюзье не застал. Архитектор скончался в августе 1965 года, до конца своих дней оставаясь спорной, но всемирно известной фигурой. Масса идей Ле Корбюзье, от свободной планировки пространства и озеленения крупных городов, до стеклянных фасадов офисных зданий и злосчастных бетонных «панелек», несмотря ни на что, живы по сей день.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения