Замечали ли вы в последнее время, как некое пушистое ухмыляющееся существо заполонило социальные сети, болтается на дизайнерских сумках звезд и даже появляется в рекламе вашего банка? Это Лабубу — новая мировая знаменитость. Спрос на фигурки этого сказочного персонажа и любые товары на тему Лабубу за последнее время вырос в геометрической прогрессии — рассказываем, что это за игрушка и почему она оказалась нужна далеко не только детям.
Как выглядит Лабубу
Не успела отгреметь в соцсетях слава брейнрот животных, ленты смартфонов оккупировали новые существа — плюшевые и милые, младенчески пухленькие и чем-то даже похожие на телепузиков (или, возможно, на Чебурашку, или, если угодно, на смурфиков), но притом откровенно зубастые. Познакомьтесь, это Лабубу — игрушки, которые выпускает китайская компания Pop Mart.
По сюжету, Лабубу — живущий в сказочном лесу эльф, причем девочка. У нее высокие заостренные уши, девять зазубренных зубов и полное отсутствие хвоста, озорное выражение лица и лукавая улыбка. Ее описывают как игривую, полную энергии и постоянно разыгрывающую безобидные шутки. Лабубу всегда имеет благие намерения и хочет помочь, но часто случайно достигает противоположного результата. «Ее яркая, веселая улыбка напоминает нам, что немного позитива может поднять нам настроение даже в самые трудные времена», —
На самом деле именем Лабубу обозначена целая группа персонажей. Они обитают в своем лесу вместе с друзьями — Монстрами, героями иллюстраций художника Касинга Лунга. Все Лабубу — девочки, и лишь лидер их племени — мужского пола. Его зовут Зимомо, его отличает длинный шипастый хвост и более высокий рост. Кроме того, есть в этом мире и другие персонажи: Тайкоко — миниатюрный скелет, который также является бойфрендом одной из Лабубу, призрак Спуки, ушастый Пиппо и другие.
Хотя многие серии этих игрушек фокусируются на Монстрах в целом, только сама Лабубу была выпущена в более чем 300 различных вариациях, разных форм, цветов и размеров.
Компания Pop Mart не устает создавать промо-ролики, в которых армии Лабубу танцуют, наслаждаются жизнь и путешествуют через Вселенную под застревающие в голове песенки, состоящие из одного слова. Эти видео — идеальный контент для детишек младшего возраста.
Кто придумал Лабубу
За Лабубу и ее друзьями-монстрами стоит художник Касинг Лунг. Он родился в Гонконге, но вскоре его семья переехала в Нидерланды, и там-то, по его словам, он увлекся скандинавским фольклором, который послужил источником вдохновения для Лабубу и остальных монстров.
«В то время не было игровых приставок и компьютеров, поэтому мне приходилось рисовать кукол ручкой, так что идея рисовать сказки возникла у меня еще в детстве», — рассказывал Лунг в интервью Hypebeast.
Лунг стал иллюстратором детских книг и первым из китайцев получил престижную премию Illustration Award. Он выпустил несколько иллюстрированных детских книг, в том числе совместно с бельгийской писательницей Бригиттой Минне.
А в 2015 году Лунг начал серию книг Nordic Fairy Tale («Северная сказка») — в них он и создал фантастический мир, населенный «монстрами».
В 2019 году художник заключил эксклюзивное лицензионное соглашение с компанией Pop Mart, которая как раз славится коллекционными игрушками. Их часто продают в формате Blind box («слепой коробки») — этот тип упаковки сохраняет свое содержимое в тайне, пока вы ее не купите и не откроете.
Все цвета Лабубу
А в коробке… такие желанные плюшевые брелоки в виде пушистого монстрика Лабубу, которые теперь модно вешать на сумки. Вот самые популярные версии, предлагаемые в настоящее время на выбор.
Первая, The Monsters — Tasty Macarons Vinyl Face Blind Box, чаще называется «версией один» или V1. Впервые выпущенные в октябре 2023 года, эти фигурки Labubu имеют стоячее положение с регулируемыми головами, руками и ногами. Размеры — 8 см на 17 см на 7 см, оснащены золотистым колечком.
Каждая пушистая фигурка имеет милое название, вдохновленное цветом десерта макарон. У вас есть шанс 1:6 найти «обычные» фигурки с шерсткой цветов «соевое молоко», «ягода личи», «зеленый виноград», «кокос с морской солью», «ириска» и «кунжутный боб». с соответствующим цветом носа. В то время как вероятность вытащить редкого «секретного» монстрика, «каштан какао» (нос у него красный), составляет 1:72. Так что, если увидели у кого-то на сумке такую коричневую Лабубу, знайте — это большая редкость.
Далее следует вторая версия, или V2, The Monsters — Have A Seat Vinyl Plush Blind Box, увидевшая свет в июле 2024 года. Это фигурки Лабубу в сидячем положении с одним из трех выражений «лица»: с отрытыми, закрытыми и зажмуренными глазами. Их размеры — 15 см на 8 см на 7 см. Они сделаны из более мягкого и пушистого материала, чем предыдущая серия, застежки-кольца и бирки теперь соответствуют цвету кукол.
Покупатель тоже не знает, какая игрушка ему попадется в коробке — одна из шести «обычных» (SiSi — желтая, HeHe — серая, BaBa — светло-коричневая, ZiZi — фиолетовая, QuWu — зеленая, DaDa — розовая) или же «секретная» DuoDuo, представленная в коричневом цвете, с красным носом и удвоенным блеском в глазах.
Кроме того, выходили и другие серии, за которыми охотятся истинные коллекционеры. Среди них The Monsters Fall in Wild Series (Лабубу, экипированная в хаки для экспедиции), The Monsters Coca-Cola Series — Vinyl Face Blind Box (фигурки Лабубу с бутылками или банками шипучего напитка в лапах), The Monsters — Angel in Clouds Vinyl Face Doll (единичная фигурка белой и пушистой Лабубу с крылышками), Labubu × Pronounce — Wings of Fantasy Vinyl Plush Doll (единичная плюшевая кукла в модном джинсовом прикиде и черных очках, созданная в коллаборации с китайским фэшн-брендом).
Как Лабубу стала модной
Невозможность просто взять и купить игрушку интересующего цвета из «слепых коробок» немало подогревала ажиотаж. К тому же небольшие коллекционные фигурки удобно брать с собой в путешествие или вешать в качестве украшения на сумки и рюкзаки, и о том, что у тебя есть заветный плюшевый друг, можно сообщать миру без слов. Тем более что в моду надолго пришел тренд на украшение сумок цветными подвесками и брелоками. И это уже не про детские игры, а про вполне взрослое тщеславие — хотя, конечно, детям пушистых монстриков тоже покупают.
Популярность Лабубу взлетела еще больше, когда певица Лиса из культовой корейской группы Balckpink опубликовала в своих соцсетях фотографию, на которой она с любовью сжимает в руках новенькую игрушку. В знак благодарности Касинг Лунг отправил Лисе мега-Лабубу — коллекционную фигурку увеличенного размера.
Внимание общественности привлекли и другие знаменитости, появившиеся на публике с плюшевыми игрушками на дорогих сумках — в том числе Рианна, Дуа Липа и Ким Кардашьян. Проникла Лабубу и на модные показы — причем ее можно было заметить не только на сумках див стритстайла, но и на подиуме.
Коллекционные брелоки с Лабубу завирусились в соцсетях и оказались в списках желаний многочисленных фэшн-блогеров. Вот только чтобы заполучить такой брелок, нужно сочетание молниеносной скорости и удачи. Официальные дропы коллекций разбирают, как только они появляются в продаже — в прессе даже сравнивали хайп вокруг покупки Лабубу с истерией по поводу билетов на концерты Тейлор Свифт.
Попытки купить игрушку лично в магазинах PopMart оказываются столь же сложными — сотни коллекционеров выстраиваются в очереди почти на всю ночь ради шанса получить последний релиз Labubu. В Великобритании из-за этого продажи игрушки в оффлайне и вовсе приостановили — ведь в очередях за ними настолько кипели страсти, что даже случался мордобой.
Не обошла стороной лабубу-мания и нашу страну. Блогеры, которым удалось урвать заветную фигурку, наперегонки снимают видео в жанре «распаковка», а простые смертные прочесывают интернет и обращаются к посредникам, чтобы приобрести фирменный зубастый товар. Прокатиться на волне популярности Лабубу решили компании: так, в одном из столичных ресторанов с понедельника подают десерт в форме ушастого эльфа и дарят игрушку при заказе, а Сбер
Пользователи же соцсетей, которе еще не полностью «дуреют с этой прикормки», веселят читателей мемами на самую хайповую тему этой весны.
Сколько стоит и где купить Лабубу
На официальной платформе Pop Mart аксессуары The Monsters продаются по цене от 12 до 19 долларов (приблизительно 1200–1900 рублей), стоимость отдельных коллекционных фигурок доходит до 1000 долларов и выше (до 100 000 рублей).
С официального сайта доставки в нашу страну нет, нет у нас и магазинов Pop Mart. Перекупщики завозят в Россию оригинальные наборы с фигурками персонажей по ценам, которые доходят до 40 000 рублей. А самые редкие экземпляры — например, Лабубу, созданную в коллаборации со скейтерской фирмой Vans — просят ни много ни мало 490 000 рублей! Аналоги можно купит на интернет-площадках за вполне подъемную цену — около тысячи рублей. Некоторые продавцы на маркетплейсах утверждают, что торгуют исключительно оригинальным товаром. Но выяснить это получится, только распаковав покупку.
А еще, кроме собственно фигурки, поставляются и одежки для нее в различных стилях, так что Лабубу вполне может заменить модной девушке маленькую собачку или стать подружкой, которая не согласна носить ничего кроме Prada.
Как отличить оригинал Лабубу
Поддельных Лабубу на маркетплейсах масса. Для них есть свое прозвище — Лафуфу. И действительно, модницы относятся к поддельным Labubu с не меньшим презрением, чем к фейковым сумкам люксовых брендов — как к недоразумению, печальному примеру дурновкусия. Как правило, сделаны они неаккуратно и выглядят куда менее породисто, чем настоящие пушистые монстры. Вот какие критерии помогут отличить прекрасный оригинал от ужасной копии:
У всех Лабубу 9 острых, выпуклых зубов (у подделок они часто просто нарисованы и зубов может быть меньше).
У Лабубу нос светится в ультрафиолетовом свете.
Лапы Лабубу сделаны из того же винила, что и мордочка. Они не крутятся, крутится только голова.
На левой лапе нанесен четкий логотип производителя и копирайт создателя — Cashing Lung. На правой лапе в ультрафиолетовом свете появляется эмблема Labubu.
Также в игрушку вшиты этикетки с QR-кодом, по которому можно перейти на сайт производителя.
Ворс игрушки — мягкий, а не клочкастый, как на многих фейковых игрушках.
Коробки отличаются качественной печатью и сдержанной цветовой гаммой.
На каждой коробке — официальная голограмма и QR-код, который ведет на официальный сайт. А если потереть код, покажутся цифры, которые также послужат кодом для проверки игрушки на оригинальность.
Почему Лабубу популярны — и что это говорит о нас
В социальных сетях пользовательницы признаются: если недавно азиатские монстрики казались им довольно непривлекательными, через совсем непродолжительное время появляется непреодолимое желание купить себе пушистого уродца. При этом, согласно исследованиям маркетологов, основная аудитория Лабубу — вовсе не дети, а взрослые — от 18 до 35 лет. Что происходит? Мы спросили психологов.
Валерий Гут — кандидат психологических наук, основатель Института адаптивного интеллекта, разработчик концепции адаптивного интеллекта:
Присоединяться к чему-то, переносить часть своей психики на какие-то внешние предметы, образы — это древняя, архаичная способность нашей психики. Люди жили так с незапамятных времен. Они не просто верили, а буквально переносили часть своей души на тотемы, животное, персонажа. Племя волка, племя совы — это не просто метафоры, а возможность объединяться через общее переживание, символ. Это абсолютно естественно для человека и до сих пор в нас живет.
Когда человек носит костюм Бэтмена или берет с собой игрушку какого-нибудь комикс-героя, он не просто играет. Он говорит: «Я с ним». Это не только фанатизм, но и способ души прикоснуться к чему-то, с чем она чувствует себя близкой: «Он как я, или я как он», «Я разделяю с ним его ценности».
И вот появляется игрушка — милый, но слегка злобный эльф. И вдруг — повальный культ. Да, конечно, маркетинг тоже сыграл огромную роль. Но есть причина гораздо глубже. Мы живём в эпоху канселинга (культуры отмены), где нас заставляют прятать свою теневую сторону. За любое неосторожное слово, неловкий поступок, нарушение чьих-либо границ человека начинают обесценивать, унижать, называть невежливым, токсичным. Люди устали от этого, боятся сказать что-то не то, быть недостаточно мягкими и правильными. В результате они все это в себе зажимают.
И вот появляется образ, на который это можно аккуратно спроецировать, — игрушка-эльф с зубами. Он вроде бы милый, но если что, может и укусить. Это возможность показать свою теневую сторону, не нарушая приличий. И в этом его притягательность. Ты как бы говоришь: «Я милая. Но у меня, если что, вот какие зубки».
Это мощный психологический механизм, в котором люди точно нашли определенную ассоциативную связь со своей душой, со своей личностью: «О, я такой же. Это про меня». Запускается так называемый эффект заражения — людям нравится присоединяться к тому, что популярно, потому что это дает ощущение принадлежности к чему-то большему.
Когда у человека нет внутренних опор, слабая самооценка или есть ощущение пустоты, участие в чем-то общем дает иллюзию связи и облегчения. Не у всех это осознанно — иногда это действительно просто интересно. Но именно такая потребность — быть частью — питает временные культы, как покемоны или тамагочи. Они вспыхивают, насыщают эмоциональный запрос и со временем исчезают.
Мир Чинивизов — психолог, педагог по развитию личности, писатель, музыкант, художник, философ, член содружества педагогов и психологов России, Член международной ассоциации нейропсихологов и гипнотерапевтов:
Феномен игрушек Labubu — это зеркальное отражение нашего времени. Эти зубастые, наивно-агрессивные существа с гротескными мордочками — как будто олицетворение внутреннего хаоса современного взрослого человека, которому уже нельзя кричать, злиться или быть «неудобным», но который внутри всё равно бунтует. В этих игрушках есть и детская уязвимость, и скрытая агрессия, и эстетика тревожности — всё, что живёт в психике перегруженного, но всё ещё играющего взрослого.
Это не про инфантильность, это про стремление к безопасному безумию — чтобы не сойти с ума по-настоящему. Ну и давайте честно, вы их видели? Они же правда милые! Я в детстве собирал фигурки из Kinder, а сейчас статуэтки разных богов. В каждом из нас живет «Плюшкин».
Видели уже Лабубу? Хотите себе такую игрушку?
- 66.7%Нет, какая-то она странноватая.
- 17.8%Конечно, это модно и прикольно.
- 11.1%Пожалуй, стоило бы купить ребенку.
- 4.4%Свой ответ в комментариях.