Странных созданий, передвигающихся под звуки электронной музыки и звучащий на итальянский манер закадровый текст, в последнее время трудно не заметить. Ролики с ними самими и с шутками о них заполнили ленты соцсетей, их популярность уже выплескивается в реальный мир — образы новеньких мемных персонажей недавно стали использовать в рекламе, уродливые пластиковые фигурки начали продавать на маркетплейсах. Откуда они взялись и чем так привлекают интернет-пользователей? Рассказываем.
Нейронные брейнрот животные: кто это
Эти на первый взгляд бессмысленные картинки — так называемые брейнрот-животные, яркий и абсурдный интернет-феномен начала 2025 года. Сюрреалистические образы, основанные на принципе сочетания несочетаемого, — гибриды животных с бытовыми предметами, оружием, транспортными средствами или просто составленные из двух половин разных зверей — созданы при помощи искусственного интеллекта. Видео про них сопровождаются нарочито итальянизированными названиями и синтезированным голосом, поющим с итальянским акцентом.
Что такое брейнрот
Докатились! Брейнрот (от английского brain rot, буквально «гниение мозга») — это современный термин,
Этим выражением часто описывают состояние, когда длительное время, проведенное за просмотром развлекательных видео, бесконечной прокруткой лент социальных сетей или потреблением поверхностной информации, приводит к закономерным и весьма печальным результатам — концентрация внимания снижается, способность критически мыслить ослабевает, а сложная информация просто «не доходит». Тупые видео, мультфильмы, тексты и картинки буквально разрушают мозг.
Брейнрот — не медицинский диагноз, а емкая метафора для описания культурного и когнитивного явления современной цифровой эпохи. Британские филологи недавно даже выбрали его словом года.
Как появились брейнрот-животные
Первые образцы этого необычного контента появились в начале 2025 года. В январе пользователь TikTok под ником @eZburger401 опубликовал видео, в котором представил миру трехногую акулу в синих кроссовках Nike. Ролик сопровождался нелепым текстом на итальянском, в котором трудно было отыскать внятный смысл.
Персонаж получил имя по фрагменту песни — Тралалеро Тралала (Tralalero Tralala, что-то вроде «тра-ля-ля» по-итальянски, в рунете это имя произносится немного измененно, как «Тралалело Тралала»). Видео завирусилось — миллионы просмотров, десятки тысяч лайков — и дало начало новому интернет-тренду.
В феврале увидело свет видео от пользователя @armenjiharhanyan, который представил еще одного культового персонажа — Бомбардиро Крокодило (Bombardiro Crocodilo). Этот гибрид рептилии и военного бомбардировщика времен Второй мировой вскоре стал самым узнаваемым символом жанра. Затем появились другие гибриды, некоторые стали настоящими звездами вселенной итальянского брейнрота — например, Балерина Капучино (Ballerina Cappuccina), изящная девушка в балетной пачке с чашкой кофе вместо головы.
В последнее время эти странные порождения нейросети появляются как грибы после дождя. В официальной «википедии» итальянского брейнрота на фанатском сайте Fandom зарегистрировано 82 имени. Перечислим несколько примечательных персонажей:
Как нейронные создания живут в сети и за ее пределами
К марту 2025 года тренд набрал значительную популярность благодаря многочисленными пользователям, продуцирующим собственных персонажей при помощи нейросетей. А уже к апрелю «итальянский брейнрот» стал глобальным феноменом с обсуждениями его культурного влияния в различных медиа.
В сгенерированных искусственным интеллектом видео персонажи не просто демонстрируют невозможный в реальности облик, но отличаются узнаваемыми характерами, воюют друг с другом, вступают в романтические отношения, заводят дружбу, переживают трагедии — одним словом, это уже полноценная видеовселенная, даром что рожденная словно в нездоровом подсознании.
В интернет-пространстве появляются посвященные им музыкальные ремиксы, квизы на знание героев, рейтинги главных персонажей, брейнрот-гороскопы и даже инструкции, как адаптировать свой стиль жизни, одежду или макияж под «эстетику» того или иного существа.
В упоминавшейся выше брейнрот-энциклопедии можно узнать «биографии» главных героев и некоторые основополагающие эпизоды истории их мира — например, ознакомиться с хроникой Крокодило-птичьих войн. Персонажи множатся и, как в горячечном бреду, иногда сливаются в сплошную фантасмагорию.
Благодаря абсурдности и узнаваемой эстетике брейнрот-животные переросли в самостоятельный культурный феномен. Бренды активно используют их в своих маркетинговых кампаниях — например, проморолики с такими персонажами опубликовала авиакомпания Ryanai, — а футбольные клубы в своих аккаунтах записывают рилсы с главными героями брейнрота на игровом поле.
Испанский фастфуд KFC запустил детское комбо-меню с игрушками в виде брейнрот-существ. Но вовсе не нужно быть маленьким испанцем, чтобы выклянчить у родителей фигурки полюбившихся персонажей, — уже и в России на маркетплейсах продается немало сувениров и мерча по мотивам итальянского брейнрота.
Почему брейнрот-животные так популярны
При том, что сегодня такое самовыражение доступно практически каждому, пользователи наперегонки принялись сыпать дурацкими видеошутками — у кого на что хватает фантазии. Динамичные ролики, яркая музыка и визуальная избыточность делают новые мемы легко запоминающимися, если не сказать прилипчивыми. Зачастую они создаются на основе узнаваемых характеров и образов из истории культуры — зрителю легко почувствовать себя «в теме».
А еще такие существа, будучи слепленными из отдельных частей, представляют собой части огромного конструктора, позволяющего легко генерировать и новых персонажей, и новые истории, в которых звучат отголоски реальных событий (например, военных конфликтов, в которых нужны бомбардировщики) — абсурдную мифологию цифровой эпохи.
Термин «брейнрот» сам по себе подразумевает определенное негативное влияние на психику — «гниение мозга» звучит тревожно. И действительно, многие пользователи (из тех, что постарше) высказывают опасения, что такой контент может быть вредным для психического здоровья. Однако эти критики не берут в расчет специфическое чувство юмора, свойственное поколениям Z и Альфа. Им близка постирония, не требующая причинно-следственной связи и высмеивающая сами механизмы конструирования смешного.
«Если вы хотите понять итальянские мемы о брейнроте, которые сейчас в тренде, вам следует читать их через призму постмодернизма, рассматривая то, как мы конструируем истину в контексте ИИ и алгоритмов», — считает лингвист-тиктокер Адам Алексич.
«Когда мы смешиваем что-то аутентичное, например, голову верблюда, с чем-то явно невозможным, например, корпусом холодильника, возникающий диссонанс подчеркивает сосуществование того, чему мы можем доверять в сети, с тем, чему мы не можем доверять», — объясняет филолог. «Эти мемы — наш способ дать отпор, заявить, что мы не принимаем ваши классификации», — философствует Алексич.
Психологи же связывают всплеск интереса к брейнрот-животным с общей усталостью общества от переизбытка информации, высокой скоростью жизни и постоянным стрессом. Люди ищут максимально простые и не требующие усилий способы расслабиться и «перезагрузиться». Клиповое мышление, свойственное нынешним юным, вряд ли позволит им получить удовольствие от романа или полнометражного фильма. Зато, листая перед сном ленту Тиктока, можно посочувствовать запутанной истории любви Балерины Капучины или узнать о боевых подвигах Тралалеро Тралала, потратив максимум секунд тридцать — тем более, что впереди еще часы и часы скроллинга соцсетей.
Видели уже брейнрот-мемы в интернете?
- 44.0%Да, но сразу пролистываю такое
- 23.1%Да, дети показали
- 9.5%Нет, но, кажется, стоит ознакомиться
- 19.5%Нет, и надеюсь, что не увижу
- 3.9%Свой ответ в комментариях