Вот уже несколько лет туристы, гуляющие по центру Рыбинска, словно бы совершают путешествие во времени: буквально каждый дом здесь украшают старинные вывески, а фасады купеческих особняков выглядят так же, как на рубеже XIX–XX вв. Своим «новым старым» обликом Рыбинск обязан автору проекта «Музей живой старинной вывески» Дмитрию Кузнецову. Корреспондент Vokrugsveta.ru съездил в Рыбинск и узнал, как Кузнецову удалось трансформировать городское пространство, черпая вдохновение в прошлом.
Отшлифовать родной Рыбинск
В 2017 году рыбинскому фолк-музыканту Дмитрию Кузнецову, более известному как Митя Кузнецов, пришла в голову идея вернуть родному городу дореволюционный вид с помощью вывесок, цветовой палитры домов и старинных орнаментов.
— Жалко видеть города, которые пропадают под визуальным хаосом. Поэтому я хотел почистить, отшлифовать для начала свой родной Рыбинск, вернув ему исторический облик, который был потерян после 1917 года, вернуть русскую культуру, — рассказывает Кузнецов. — Параллельно с оформлением города, я хотел начинить его событиями, связанными с традицией. Добавить настоящую городскую, а не в крестьянскую культуру.
Свои идеи Кузнецов упаковал в презентацию, которую показал занимавшему тогда пост заместителя главы Рыбинска Дмитрию Рудакову (в 2022-м Рудаков стал главой города). О том, что его проект приняли и собираются реализовать на рыбинской Красной площади, ожидавшей в тот момент реконструкции, Кузнецов узнал из газет. Вот только воплощение идеи городские власти доверили не ее автору, а стороннему рекламному агентству. В итоге Кузнецов все же выбил себе небольшую роль ответственного за дизайн вывесок.
— Меня это не сильно порадовало, — признается музыкант. — Реализовать то, что я хотел — полностью воссоздать технологии изготовления вывесок, чтобы их делали художники и ремесленники из натуральных материалов по историческим канонам, мне не дали. Как результат — получился пластиковый лубок, что сразу же критически подметили жители города.
«Бинго-Бум» и гаражная революция
Ситуацию спасла букмекерская компания «Бинго-Бум», разместившая свой офис на главной площади Рыбинска аккурат во время ее реставрации. Кузнецов воспользовался тем, что городские власти демонтировали вывеску фирмы из-за ее несоответствия выбранной архитектурной концепции, и отправился прямиком к директору компании. «Я — автор проекта, из-за которого вас демонтировали», — сказал музыкант и предложил собственноручно сделать новую подходящую вывеску за свой счет.
Глаза у директора «Бинго-Бума» загорелись, и он с удовольствием пожал творческую руку Мити Кузнецова, не подозревая, к каким глобальным для города последствиям приведет его согласие.
— Это дало мне возможность быть свободным в творчестве, — рассказывает Кузнецов.
Над этой вывеской он работал вместе со своим соседом Николаем зимой в неотапливаемом гараже. Сроки поджимали, февральские морозы крепчали. Ситуацию усугубила травма — музыкант умудрился сломать ногу.
— Я ему (Николаю, — прим. авт.) говорил, что денег у меня заплатить за его помощь нет, — рассказывает Кузнецов. — «Но ты только поверь, — повторял я, — эта вывеска перевернет все, что до этого существовало, всю историю урбанистики. Мы с тобой революцию в гараже совершаем».
Новая вывеска была выполнена в соответствии с правилами дореволюционной орфографии: с ерами (твердыми знаками) в конце слов. Помимо этого, Митя, взяв несколько уроков иконописи, покрыл золотом вырезанные из алюминия буквы названия букмекерской конторы.
1 марта на завьюженной площади начали монтировать новую вывеску «Бинго-Бума». Митя стоял на одной ноге и окоченевшими от мороза руками показывал рабочим, как должна быть установлена его работа.
Результат покорил сердца горожан и замглавы Рыбинска, который предложил Кузнецову разработать дизайн-код города. Затем эти предложения внесли в общие правила благоустройства. Так начался процесс возвращения Рыбинску облика уездного города конца XIX — начала XX веков.
Новые образы знакомых брендов
По новым правилам благоустройства владельцы магазинов, кафе и других заведений, расположенных в домах исторического центра (а это вся улица Крестовая до пересечения с улицей Луначарского и параллельные улицы от Чкалова до Волжской набережной) должны были заменить свои вывески за свой счет. Разумеется, этому требованию обрадовались далеко не все бизнесмены, а с наибольшим скепсисом нововведение восприняли крупные федеральные сети с устоявшейся айдентикой.
— На контакт с городской администрацией они шли, скрипя зубами, и я решил предложить им часть расходов взять на себя, — говорит Митя. — То есть поступил так же, как с «Бинго-Бум» — вложил свои средства. Мне не жалко, потому что, когда ты горишь идеей, ничто не останавливает.
Дольше всего противился изменениям магазин сети «Магнит Косметик». Переговоры длились 1,5 года и завершились успехом только после получасового разговора Кузнецова в кафе с представителем головного офиса бренда.
Впрочем, некоторые крупные компании не стали противиться новым правилам оформления вывесок. Так, в 2019 году в Рыбинске изменился строгий корпоративный логотип «Росбанка» у входа в филиал на Крестовой улице. Для новой вывески Кузнецов изготовил резную деревянную оправу, отсылающую к XVIII веку, которую потом покрыли золотой поталью. Белый фон логотипа банка сменился на темно-синий, а символика с новым шрифтом стала походить на герб.
На торжественное открытие вывески приехал директор операционного офиса Московского филиала «Росбанка», а вскоре в порядок привели и потрепанный фасад здания. Правда, банковский офис в итоге закрылся в связи с реорганизацией «Росбанка».
Постепенно владельцы и арендаторы помещений в центре Рыбинска прониклись идеями Кузнецова, а местные рекламные агентства освоили традиционные методы изготовления вывесок — теперь в Рыбинске насчитывается несколько сотен старинных вывесок.
Красить по-старому
В 2018 году в рамках реконструкции Стоялой улицы Кузнецов не только сменил все вывески, но и перекрасил фасады старинных зданий в аутентичные цвета.
— Для начала я нашел у нас в Ярославской области производство натуральных старинных пигментов на основе оксидов железа. Затем путем экспериментов добился их идентичности старинным цветам. Получив охру, сурик, умбру, попал в дореволюционный цветовой код России, — рассказывает автор проекта.
Так цветовое решение фасадов зданий на Стоялой стало соответствовать существовавшему во времена Российской империи, а благодаря комплексному благоустройству, проведенному администрацией города, в Рыбинске появилась «купеческая» улица без лишних проводов и с булыжной мостовой.
Так изменилась после реконструкции Стоялая улица
- Источник:
Рыбинские известия / YouTube
Настоящим украшением обновленной Стоялой стала вывеска часовой мастерской в багетной раме. По сути, это пример реплики, максимально близкой к оригиналу, изготовленной с использованием традиционных местных узоров.
«Карнавал старинной вывески»
Уже несколько лет в первую субботу августа, в Рыбинске проходит приуроченный ко Дню города «Карнавал старинной вывески» — «праздник русской идентичности и языка в традициях городской уличной культуры XIX века».
Придуманный Дмитрием Кузнецовым праздник проводится на нескольких площадках, а кроме собственно карнавального шествия с гербами городов Ярославской области, старинными знаменами и другими историческими символами, программа фестиваля включает уличные концерты классической (этот формат получил название «рояль-дефиле») и народной музыки, старинные аттракционы и финальный концерт с фейерверками на берегу Волги.
Арт-манифест на пятерочку
Кульминацией своего проекта Дмитрий Кузнецов считает художественный фасад магазина «Пятерочка», работе над которым они с художницей Ниной Матвеевой, ставшей напарницей Кузнецова, посвятили целый год и который называют своим «арт-манифестом».
С легкой руки двух талантливых людей у «Пятерочки» появилась первая в стране кинематическая вывеска-аттракцион, в которой картины оживают. Ровно в пять часов вечера фигуры Мадам Капусты и Мясного Господина, напоминающие работы Джузеппе Арчимбольдо на полчаса приходят в движение.
— «Пятерочка» — «королева всех вывесок», которые мы когда-либо изготавливали, в ней воплотился стиль и идеи четырех веков. Это символ того, как искусство может обогащать маркетинг и бизнес, а маркетинг может становиться проводником искусства. Вместе же все это работает на развитие городской среды, — говорит Кузнецов.
От города — ко всей стране
После того как произошедшие в Рыбинске перемены привлекли в город множество новых туристов, опытом Кузнецова и его единомышленников заинтересовались во многих городах. Например, найти вывески, созданные артелью Кузнецова, сегодня можно в Тутаеве, Осташкове, Вышнем Волочке и Туле, а для Ирбита (Свердловская область) Дмитрий, по примеру Рыбинска, создал свой дизайн-код.
— Я показал пример для чаяния многих людей, которые мечтали вернуть русский язык на улицы своих городов, — говорит Кузнецов. — Через дореформенную орфографию, мы вернулись к корням. Мне удалось убедить администрацию своего города, предпринимателей, а дальше страна взяла пример с Рыбинска.