В Средневековье набеги викингов наводили страх на мирных жителей от Финского залива до Мраморного моря; в XIX веке персонажи их мифологии появились в операх Рихарда Вагнера, а в Новейшее время — в комиксах и фильмах студии «Марвел».
«Викинг» — это не народность, а, скорее, образ жизни; слово, по одной из версий, происходит от древнескандинавского vik — «залив», «бухта». Отряды скандинавских воинов на маневренных кораблях пиратствовали, служили наемниками, торговали с Западом и Востоком, основывали государства и за сотни лет до Колумба пересекли Атлантику и добрались до Нового Света.
Началом эпохи викингов, как правило, называют конец VIII века. Условным рубежом, обозначающим конец эпохи, — 1066 год, когда закончились масштабные походы викингов в Англию. «Вокруг света» рассказывает о пяти предметах, отражающих дух эпохи викингов.
Осебергская ладья
Самый красивый и лучше всех сохранившийся (почти на 95%) корабль викингов археологи извлекли из погребального кургана в Норвегии в 1904 году. В корабле были обнаружены останки двух женщин, пожилой и более молодой, с богатым погребальным инвентарем. Захоронение датировали 834 годом.
Как установили исследователи, это изящно украшенное судно не было церемониальным, а предназначалось для плавания и могло развивать скорость 19 км/ч. Викинги были искусными кораблестроителями, в то время не имевшими себе равных. На своих судах они добирались туда, куда другим европейцам было не под силу. Скандинавские мореходы доплыли в конце X века до Гренландии, а затем и до Северной Америки.
Амулет из Рёмерсдаля
Исключительно хорошо сохранившаяся подвеска с датского острова Борнхольм выполнена в виде Мьёльнира — боевого молота Тора, скандинавского бога грозы.
Найдено множество вариаций таких амулетов, выполненных из металла и камня, не только в Скандинавии, но и на территории современных Смоленской и Ленинградской областей, на Британских островах, в Германии, Польше. Это неудивительно, ведь Тор считался главным защитником богов и людей от великанов и чудовищ, а Мьёльнир, который всегда возвращался после броска к владельцу, был его основным атрибутом. Такие амулеты носили и мужчины, и женщины.
Гребень из Вимоса
Рунический алфавит, который был в ходу у скандинавов эпохи викингов, называют «футарк» — по первым шести буквам. Самый ранний вариант — старший футарк из 24 рун. Согласно мифу, знание о рунах открылось богу Одину после того, как он, пронзив себя копьем, провисел девять суток на мировом древе.
Этим знакам приписывали магическую силу: так, эпос «Старшая Эдда» советует руны на разные случаи жизни — например, приближающие победу, если нанести их на рукоять меча. Рунами подписывали личные вещи, вырезали мемориальные надписи и другие тексты.
Однако скандинавский рунический алфавит гораздо старше эпохи викингов. Одна из древнейших скандинавских надписей рунами сохранилась на гребне, найденном в Вимосе на острове Фюн в Дании. Его датируют примерно 160 годом н. э. На гребне написано harja — возможно, это имя владельца.
Поминальный камень из Тьянгвиде, остров Готланд
Стелы в память об умерших, необязательно на могиле, обычно воздвигали их родственники. На этом поминальном камне, посвященном некоему Хьёрульфу, по основной версии, запечатлены представления о посмертии.
Наверху изображена Вальхалла, небесный чертог, в котором пируют павшие в бою воины. Восьминогий Слейпнир, конь бога Одина, мчит туда или хозяина, или новоприбывшего мертвеца. Его встречает валькирия, женское божество, дарующее по приказу Одина победу в битве той или другой стороне.
Внизу средневековый мастер изобразил характерного вида корабль, на каких викинги совершали походы, — возможно, пересекающий символическую границу между мирами живых и мертвых.
Шлем из Гьёрмундбю
Остатков скандинавских шлемов эпохи викингов найдено очень мало, и этот артефакт из Норвегии — один из двух, сохранившихся настолько, что их внешний вид можно реконструировать. В конце X века его положили в могилу богатого викинга. На шлеме с полумаской не предусмотрены рога: вопреки популярному заблуждению, нет никаких подтверждений, что викинги такие носили.
Миф о рогатых шлемах появился в XIX веке под влиянием популярнейшего оперного цикла Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга» на тему скандинавской мифологии. Художник Карл Эмиль Дёплер, создавший костюмы для классической постановки, вдохновлялся немецкими иллюстраторами, а те, возможно, средневековыми изображениями европейских турнирных шлемов.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, ноябрь 2025
