Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Боги, герои и простые смертные: 10 распространенных мифологических сюжетов и образов в искусстве

Истории, которые мы знаем с детства, веками вдохновляли художников на творчество

1 августа 2025Обсудить

Доводилось ли вам, стоя возле картины в музее, ощущать ее сюжет смутно знакомым? Наверняка, если в детстве вы зачитывались античными мифами. Истории о древнегреческих и древнеримских богах уже много веков вдохновляют живописцев и скульпторов — в этом материале, вслед за библейскими сценами, мы собрали десяток популярных мифологических сюжетов и образов, которые часто встречаются в искусстве.

Франсуа Буше. «Триумф Венеры». 1740 | Источник: GL Archive via Legion Media

Франсуа Буше. «Триумф Венеры». 1740

Источник:

GL Archive via Legion Media

Суд Париса

Миф о суде Париса представляет собой один из ключевых сюжетов троянского цикла. Согласно древнегреческой традиции, на свадьбе Пелея и Фетиды богиня раздора Эрида, не получившая приглашения, подбросила золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей», что вызвало спор между тремя Герой, Афиной и Афродитой.

Фреска, изображающая Суд Париса, найденная на раскопках уничтоженного извержением Везувия римского города Помпеи | Источник: The Picture Art Collection via Legion Media

Фреска, изображающая Суд Париса, найденная на раскопках уничтоженного извержением Везувия римского города Помпеи

Источник:

The Picture Art Collection via Legion Media

Зевс отказался рассудить трех богинь — по его воле определить прекраснейшую среди них должен был сын царя Трои Парис. С вестью о том, что ему предстоит вершить суд, к пасшему коров царевичу был отправлен бог Гермес.

Чтобы подтолкнуть Париса к нужному решению каждая из богинь предложила ему свой дар: Гера сулила власть над всей Азией, Афина обещала военную славу и победы, Афродита предложила любовь прекраснейшей из смертных женщин. Выбор Париса в пользу Афродиты и последовавшее похищение жены царя Спарты Менелая Елены Прекрасной стали поводом к Троянской войне.

Этот мифологический сюжет не только объясняет причины великой войны, но и раскрывает важные для греческого мировоззрения темы неизбежности рока, последствий человеческого выбора и вмешательства богов в людские дела.

В искусстве этот сюжет чаще всего изображает момент выбора Париса, когда три богини предстают перед ним во всей своей красе, а Гермес (в некоторых версиях) наблюдает за происходящим.

Сандро Боттичелли. «Суд Париса». Ок. 1485–1488 | Источник: Wikimedia Commons
Питер Пауэл Рубенс. «Суд Париса». 1636 | Источник: Wikimedia Commons
Луи Жан-Франсуа Лагрене. «Суд Париса». 1758 | Источник: Svintage Archive via Legion Media
+2
Константин Маковский. «Суд Париса». 1889 | Источник: Wikimedia Commons
Уолтер Крейн. «Суд Париса». 1909 | Источник: History and Art Collection via Legion Media

Состязание Аполлона и Марсия

Хосе де Рибера. «Аполлон и Марсий». 1637 | Источник: Wikimedia Commons

Хосе де Рибера. «Аполлон и Марсий». 1637

Источник:

Wikimedia Commons

История музыкального состязания между богом Аполлоном и сатиром Марсием также не раз вдохновляла живописцев.

Существует несколько версий этого мифа, но в общих чертах он гласит, что сатир Марсий в совершенстве освоил игру на авлосе — древнегреческом духовом инструменте с одинарной или двойной тростью — и вызвал на музыкальный поединок самого Аполлона. В итоге бог, игравший на лире, был признан победителем. По условиям состязания он выбрал наказание для Марсия: Аполлон содрал с дерзкого сатира кожу.

Именно момент расправы над Марсием чаще всего вдохновлял живописцев, которые изображали эту сцену, чтобы показать конфликт между божественным и смертным и расплату за гордыню.

Тициан. «Наказание Марсия». Ок. 1570–1576 | Источник: Wikimedia Commons
Джулио Карпиони. «Аполлон и Марсий». Первая половина XVII века | Источник: Wikimedia Commons
Бартоломео Манфреди. «Аполлон и Марсий». Ок. 1616–1620 | Источник: Zoom Historical via Legion Media
+1
Лука Джордано. «Аполлон и Марсий». Около 1665 | Источник: piemags via Legion Media

Роман Венеры и Марса

Якопо Тинторетто. «Венера, Вулкан и Марс». 1550-е | Источник: Zuri Swimmer via Legion Media

Якопо Тинторетто. «Венера, Вулкан и Марс». 1550-е

Источник:

Zuri Swimmer via Legion Media

История любви богини любви Венеры (Афродиты) и бога войны Марса (Ареса). Венера, будучи женой кузнеца Вулкана (Гефеста), изменяет ему с Марсом.

В искусстве этот сюжет представлен в двух основных вариантах:

  • Первый — момент, когда Вулкан застает любовников в момент измены, как в картине Якопо Тинторетто «Венера, Вулкан и Марс». Здесь подчеркивается особое напряжение ситуации.

  • Второй — аллегорическое изображение победы любви над войной: Венера и Марс изображены вместе, часто лежащими на ложе, где Марс обычно спит, а вокруг играют амуры, обезоруживая бога войны. Примером служит знаменитая картина Сандро Боттичелли «Венера и Марс», где Марс беззащитен и расслаблен, а Венера — спокойна и властна. Этот образ символизирует гармонию противоположностей — любви и войны, красоты и силы.

Также встречается оригинальная трактовка, как на картине Падованино (Алессандро Варотари) «Марс и Венера играют в шахматы», где любовники изображены в момент игры, а на заднем плане присутствует обманутый Вулкан.

Таким образом, в искусстве сюжет о Венере и Марсе сочетает темы страсти, измены, победы любви над войной и аллегории гармонии противоположностей.

Сандро Боттичелли. «Венера и Марс». Около 1483 | Источник: Bildagentur-online via Legion Media
Пьеро ди Козимо. «Отдыхающие Венера, Марс и Купидон». Около 1505 | Источник: Wikimedia Commons
Алессандро Варотари. «Марс и Венера играют в шахматы». 1630/1640 | Источник: Art Collection 3 via Legion Media
+1
Гверчино. «Венера и Марс». 1634 | Источник: Fine Art Images/Heritage Images via Legion Media

Похищение Европы

Рембрандт. «Похищение Европы». 1632 | Источник: Wikimedia Commons

Рембрандт. «Похищение Европы». 1632

Источник:

Wikimedia Commons

Европа — дочь финикийского царя Агенора, отличавшаяся необыкновенной красотой, привлекла внимание Зевса. Верховный олимпийский бог решил заполучить красавицу. Чтобы скрыть свои намерения от ревнивой супруги Геры, он принял обличье белоснежного быка необычайной стати и кротости. Во время игр на морском побережье в сопровождении подруг Европа заметила прекрасное животное. Доверчиво украсив его рога цветочными гирляндами, она взобралась на спину быка.

В тот же миг Зевс устремился в морские волны и, преодолев водную гладь, доставил испуганную царевну на Крит. На острове Зевс принял свой истинный облик, и от их союза с Европой родились три сына, самым знаменитым из которых стал Минос — будущий владыка Крита, создатель могущественной морской державы и мудрый судья загробного мира.

Этот мифологический сюжет не только объясняет происхождение критской цивилизации, но и символически отображает культурные связи между Востоком и Западом, что нашло отражение в самом имени героини, ставшем названием целого континента.

Тициан. «Похищение Европы». 1560–1561 | Источник: Fine Art Images via Legion Media
Паоло Веронезе. «Похищение Европы». Около 1578 | Источник: Wikimedia Commons
Якопо Амигони. «Похищение Европы». Около 1729 | Источник: piemags via Legion Media
+1
Валентин Серов. «Похищение Европы». 1910 | Источник: Wikimedia Commons

Зевс и Даная

Тициан. «Даная». Ок. 1545 | Источник: Wikimedia Commons

Тициан. «Даная». Ок. 1545

Источник:

Wikimedia Commons

Согласно греческому мифу, Даная — дочь аргосского царя Акрисия. Оракул предсказал Акрисию, что он погибнет от руки собственного внука. Чтобы избежать этой участи, царь заточил Данаю в темницу (или башню), чтобы никто не мог к ней приблизиться. Однако Зевс, плененный красотой Данаи, проник к ней в виде золотого дождя и овладел Данаей. От этой связи родился Персей.

Узнав об этом, Акрисий пришел в ярость и приказал заковать Данаю с младенцем в деревянный ящик и бросить в море. Но они выжили: ящик прибило к острову Сериф, где их спас рыбак Диктис. Позже повзрослевший Персей случайно убил Акрисия диском во время состязаний, исполнив таким образом пророчество.

Живописцы разных эпох чаще всего изображали Данаю обнаженной или полуобнаженной, а Зевса — в виде проливающегося на нее золотого света или падающих монет. Иногда рядом присутствует служанка, Амур или Зевс во плоти.

Тициан. «Даная». Между 1560 и 1565 | Источник: Wikimedia Commons
Тинторетто. «Даная». Около 1570 | Источник: Wikimedia Commons
Орацио Джентилески. «Даная». Между 1621 и 1623 | Источник: Wikimedia Commons
+2
Джованни Баттиста Тьеполо. «Даная». Около 1736 | Источник: Wikimedia Commons
Густав Климт. «Даная». Между 1907 и 1908 | Источник: Wikimedia Commons

Персей и Андромеда

Питер Пауэл Рубенс. «Персей освобождает Андромеду». Около 1622 | Источник: Wikimedia Commons

Питер Пауэл Рубенс. «Персей освобождает Андромеду». Около 1622

Источник:

Wikimedia Commons

Один из самых известных сюжетов в древнегреческой мифологии — это миф о Персее и Андромеде.

Жена царя Эфиопии Кефея Кассиопея хвасталась, что ее дочь Андромеда прекраснее нереид (морских нимф), чем вызвала гнев морского бога Посейдона. В наказание он наслал на Эфиопию морское чудовище, которое опустошало побережье. Оракул предсказал, что чудовище можно умилостивить, принеся ему в жертву Андромеду.

Девушку приковали к скале на берегу моря. В это время Персей, возвращавшийся на крылатом коне Пегасе после победы над Медузой Горгоной, увидел Андромеду и был поражен ее красотой. Герой предложил Кефею и Кассиопее спасти их дочь в обмен на ее руку. Родители согласились. Когда чудовище появилось из моря, Персей то ли сразил его в бою, то ли обратил в камень с помощью отрубленной головы Горгоны.

Художники вдохновлялись разными сценами этого мифа: кто-то изображал прикованную к скале Андромеду, подчеркивая ее уязвимость, кто-то — битву Персея с чудовищем, а кто-то — момент освобождения девушки от оков.

Джорджо Вазари. «Персей и Андромеда». 1570 | Источник: Smudge Whisker via Legion Media
Рутилио Манетти. «Персей и Андромеда». Около 1612 | Источник: Fine Art Images/Heritage Images via Legion Media
Шарль Андре Ван Лоо. «Персей и Андромеда». Между 1735 и 1740 | Источник: piemags via Legion Media
+1
Гюстав Моро. «Персей и Андромеда». 1870 | Источник: piemags via Legion Media

Амур и Психея

Антонис ван Дейк. «Амур и Психея». Около 1638 | Источник: Wikimedia Commons

Антонис ван Дейк. «Амур и Психея». Около 1638

Источник:

Wikimedia Commons

Амур (Эрот, Купидон) — крылатый бог любви и неизменный спутник (по одной из версий — сын) Афродиты. Его стрелы, поражая сердца богов и смертных, зажигали в них страсть. Среди мифов, связанных с Амуром, особенно трогательна история его любви к смертной девушке Психее.

Красота Психеи восхищала людей настолько, что они начали почитать ее наравне с самой Афродитой. Это вызвало жгучую зависть богини, и она приказала Амуру разжечь в сердце соперницы страсть к самому недостойному из смертных. Однако, увидев Психею, Амур сам пленился ее красотой. Он велел божеству Зефиру перенести Психею в свои владения, где тайно навещал ее под покровом ночи.

Девушка не знала, что ее возлюбленный — бог любви. Но однажды, поддавшись любопытству, она зажгла светильник и увидела спящего Амура. От волнения ее рука дрогнула, и капля горячего масла упала на плечо бога. Проснувшись, разгневанный Амур покинул ее.

Долго скиталась Психея в поисках любимого, преследуемая ненавистью Афродиты, которая давала девушке все более трудные задания. Однажды богиня отправила ее в подземное царство Аида к его жене Персефоне за волшебным ларцом, запретив заглядывать внутрь. Но Психея вновь не смогла устоять: открыв крышку, она погрузилась в вечный сон. Амур, спустившись с небес, поцелуем пробудил ее, а Зевс, сжалившись, даровал Психее бессмертие, чтобы она смогла стать супругой Амура.

В искусстве Амура изображали по-разному: иногда прекрасным юношей, но чаще — озорным крылатым мальчиком с луком и колчаном, полным волшебных стрел. Психея, чье имя на древнегреческом означает «душа», могла изображаться в виде девушки с крыльями бабочки, символизируя хрупкость и преображение человеческого духа.

Джузеппе Креспи. «Амур и Психея». 1707–1709 | Источник: Wikimedia Commons
Франсуа Жерар. «Амур и Психея». 1798 | Источник: piemags via Legion Media
Жак Луи Давид. «Амур и Психея». 1817 | Источник: Roman Nerud via Legion Media
+1
Франсуа Эдуар Пико. «Амур и Психея». 1817 | Источник: Peter Horree via Legion Media

Афродита

Сандро Боттичелли. «Рождение Венеры». 1485 | Источник: Major Archive via Legion Media

Сандро Боттичелли. «Рождение Венеры». 1485

Источник:

Major Archive via Legion Media

Образ Афродиты (Венеры) встречается не только в упомянутых выше сюжетах. В западноевропейском искусстве Венера стала идеалом женской красоты и вдохновением для многих мастеров, воплощая гармонию, чувственность и плодородие. В разные эпохи художники, скульпторы и мастера прикладного искусства по-разному интерпретировали мифы о ней.

Так, живописцы неоднократно изображали сцену рождения Афродиты. Согласно мифу она появилась на свет после того, как бог неба Уран был оскоплен собственным сыном Кроносом. Когда кровь Урана пролилась в море, то оно вспенилось — из этой пены и родилась богиня любви.

Не менее узнаваем образ Венеры перед зеркалом, воплощенный Тицианом, Веласкесом и Рубенсом. Также художники уделяли внимание поясу Афродиты — волшебному атрибуту богини, который придавал невероятную привлекательность тому, кто его надевал.

Тициан. «Венера перед зеркалом». Около 1555 | Источник: Wikimedia Commons
Питер Пауэл Рубенс. «Венера перед зеркалом». 1614–1615 | Источник: FineArt / Alamy via Legion Media
Диего Веласкес. «Венера перед зеркалом (Туалет Венеры)». 1647–1651 | Источник: Wikimedia Commons
+2
Джошуа Рейнолдс. «Амур развязывает пояс Венеры». 1788 | Источник: Wikimedia Commons
Себастьяно Риччи. «Триумф Венеры». Около 1713 | Источник: CBW via Legion Media

Диана

Якоб Йорданс. «Диана и Актеон». Между 1640 и 1650 | Источник: Wikimedia Commons

Якоб Йорданс. «Диана и Актеон». Между 1640 и 1650

Источник:

Wikimedia Commons

Римская Диана (Артемида у греков) — богиня охоты и дикой природы, олицетворяющая целомудрие. Именно с этими темами связан ее образ в искусстве. Художники и скульпторы обычно изображали Диану в короткой тунике с луком и колчаном за спиной, часто в сопровождении собак или лани. Вот несколько популярных сюжетов, связанных с этой богиней:

  • Диана-охотница, часто изображаемая в движении среди леса или с животными. Этот образ подчеркивает связь с природой и роль покровительницы охотников.

  • Диана и Актеон — драматический миф, в котором охотник Актеон увидел Диану и сопровождавших ее нимф купающимися. Разгневанная богиня превратила его в оленя, после чего Актеона растерзали его же собаки. Это сюжет показывает последствия нарушения смертным божественных запретов.

  • Диана и Каллисто — еще один известный сюжет, где Диана изгоняет Каллисто, одну из своих нимф, за нарушение обета целомудрия. Позже Каллисто превращается в медведицу, а затем в созвездие Большой Медведицы.

  • Диана и Луна — богиня часто ассоциируется с Луной, и поэтому нередко изображается с лунным серпом на голове или рядом с ним, подчеркивая связь с ночным светилом.

Мастерская Лукаса Кранаха Старшего. «Диана и Актеон». Около 1540 | Источник: Wikimedia Commons
Тициан. «Диана и Актеон». Между 1556 и 1559 | Источник: Wikimedia Commons
Тициан. «Диана и Каллисто». Между 1556 и 1559 | Источник: Wikimedia Commons
+2
Питер Пауэл Рубенс. «Возвращение Дианы с охоты». Около 1615 | Источник: Wikimedia Commons
Гийом Синьяк. «Диана-охотница». Конец XIX — начало XX века | Источник: Wikimedia Commons

Девять муз

Ари де Вуа. «Минерва и девять муз». 1662 | Источник: Wikimedia Commons

Ари де Вуа. «Минерва и девять муз». 1662

Источник:

Wikimedia Commons

Девять муз — дочери Зевса и богини памяти Мнемозины, покровительницы искусств и наук. Они вдохновляют поэтов, музыкантов, историков и ученых. В искусстве музы часто изображаются вместе, танцующими или играющими под аккомпанемент лиры Аполлона, в свите которого они состоят. Местом обитания муз является Парнас — священная гора Аполлона.

  • Каллиопа — эпическая поэзия, а также наука и философия
    Атрибуты: восковая табличка и стилос (палочка для письма), иногда свиток или книга.

  • Клио — история
    Атрибуты: свиток или пергамент, иногда книга или грифельная доска. Часто изображается с песочными часами или рядом с символом времени.

  • Мельпомена — трагедия
    Атрибуты: трагическая маска, меч или палица (символы гибели героев). Иногда — венок из плюща или винограда.

  • Талия — комедия
    Атрибуты: комическая маска, пастуший посох, тимпан или венок из плюща. Часто изображается улыбающейся.

  • Полигимния — священные гимны и красноречие
    Атрибуты: свиток, иногда покрывало на голове (символ серьезности). Может держать лиру или орган. Часто изображается задумчивой и опирающейся о скалу.

  • Терпсихора — танцы
    Атрибуты: лира или виола, венок из цветов. Часто изображается танцующей.

  • Эвтерпа — лирическая поэзия и музыка
    Атрибуты: флейта, или авлос

  • Эрато — любовная поэзия и мимика
    Атрибуты: кифара (разновидность лиры), иногда стрелы Амура. Может держать розу или миртовый венок.

  • Урания — астрономия

  • Атрибуты: глобус или циркуль, иногда указывает на небо. Может держать астролябию.

Якопо Тинторетто. «Музы». 1578 | Источник: Wikimedia Common
Антон Рафаэль Менгс. «Парнас». 1761 | Источник: Wikimedia Commons
Генрих Мария фон Хесс. «Аполлон и музы». 1826 | Источник: akg-images via Legion Media

Конечно, список выше далеко не полный — в античных мифах есть еще великое множество сюжетов, нашедших отражение в живописи, скульптуре и музыке, но даже с таким базовым набором знаний любой ваш поход в художественный музей станет гораздо более увлекательным!

Комментарии0
под именем
    РЕКЛАМА