Доводилось ли вам, стоя возле картины в музее, ощущать ее сюжет смутно знакомым? Наверняка, если в детстве вы зачитывались античными мифами. Истории о древнегреческих и древнеримских богах уже много веков вдохновляют живописцев и скульпторов — в этом материале, вслед за библейскими сценами, мы собрали десяток популярных мифологических сюжетов и образов, которые часто встречаются в искусстве.
Суд Париса
Миф о суде Париса представляет собой один из ключевых сюжетов троянского цикла. Согласно древнегреческой традиции, на свадьбе Пелея и Фетиды богиня раздора Эрида, не получившая приглашения, подбросила золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей», что вызвало спор между тремя Герой, Афиной и Афродитой.
Зевс отказался рассудить трех богинь — по его воле определить прекраснейшую среди них должен был сын царя Трои Парис. С вестью о том, что ему предстоит вершить суд, к пасшему коров царевичу был отправлен бог Гермес.
Чтобы подтолкнуть Париса к нужному решению каждая из богинь предложила ему свой дар: Гера сулила власть над всей Азией, Афина обещала военную славу и победы, Афродита предложила любовь прекраснейшей из смертных женщин. Выбор Париса в пользу Афродиты и последовавшее похищение жены царя Спарты Менелая Елены Прекрасной стали поводом к Троянской войне.
Этот мифологический сюжет не только объясняет причины великой войны, но и раскрывает важные для греческого мировоззрения темы неизбежности рока, последствий человеческого выбора и вмешательства богов в людские дела.
В искусстве этот сюжет чаще всего изображает момент выбора Париса, когда три богини предстают перед ним во всей своей красе, а Гермес (в некоторых версиях) наблюдает за происходящим.
Состязание Аполлона и Марсия
История музыкального состязания между богом Аполлоном и сатиром Марсием также не раз вдохновляла живописцев.
Существует несколько версий этого мифа, но в общих чертах он гласит, что сатир Марсий в совершенстве освоил игру на авлосе — древнегреческом духовом инструменте с одинарной или двойной тростью — и вызвал на музыкальный поединок самого Аполлона. В итоге бог, игравший на лире, был признан победителем. По условиям состязания он выбрал наказание для Марсия: Аполлон содрал с дерзкого сатира кожу.
Именно момент расправы над Марсием чаще всего вдохновлял живописцев, которые изображали эту сцену, чтобы показать конфликт между божественным и смертным и расплату за гордыню.
Роман Венеры и Марса
История любви богини любви Венеры (Афродиты) и бога войны Марса (Ареса). Венера, будучи женой кузнеца Вулкана (Гефеста), изменяет ему с Марсом.
В искусстве этот сюжет представлен в двух основных вариантах:
Первый — момент, когда Вулкан застает любовников в момент измены, как в картине Якопо Тинторетто «Венера, Вулкан и Марс». Здесь подчеркивается особое напряжение ситуации.
Второй — аллегорическое изображение победы любви над войной: Венера и Марс изображены вместе, часто лежащими на ложе, где Марс обычно спит, а вокруг играют амуры, обезоруживая бога войны. Примером служит знаменитая картина Сандро Боттичелли «Венера и Марс», где Марс беззащитен и расслаблен, а Венера — спокойна и властна. Этот образ символизирует гармонию противоположностей — любви и войны, красоты и силы.
Также встречается оригинальная трактовка, как на картине Падованино (Алессандро Варотари) «Марс и Венера играют в шахматы», где любовники изображены в момент игры, а на заднем плане присутствует обманутый Вулкан.
Таким образом, в искусстве сюжет о Венере и Марсе сочетает темы страсти, измены, победы любви над войной и аллегории гармонии противоположностей.
Похищение Европы
Европа — дочь финикийского царя Агенора, отличавшаяся необыкновенной красотой, привлекла внимание Зевса. Верховный олимпийский бог решил заполучить красавицу. Чтобы скрыть свои намерения от ревнивой супруги Геры, он принял обличье белоснежного быка необычайной стати и кротости. Во время игр на морском побережье в сопровождении подруг Европа заметила прекрасное животное. Доверчиво украсив его рога цветочными гирляндами, она взобралась на спину быка.
В тот же миг Зевс устремился в морские волны и, преодолев водную гладь, доставил испуганную царевну на Крит. На острове Зевс принял свой истинный облик, и от их союза с Европой родились три сына, самым знаменитым из которых стал Минос — будущий владыка Крита, создатель могущественной морской державы и мудрый судья загробного мира.
Этот мифологический сюжет не только объясняет происхождение критской цивилизации, но и символически отображает культурные связи между Востоком и Западом, что нашло отражение в самом имени героини, ставшем названием целого континента.
Зевс и Даная
Согласно греческому мифу, Даная — дочь аргосского царя Акрисия. Оракул предсказал Акрисию, что он погибнет от руки собственного внука. Чтобы избежать этой участи, царь заточил Данаю в темницу (или башню), чтобы никто не мог к ней приблизиться. Однако Зевс, плененный красотой Данаи, проник к ней в виде золотого дождя и овладел Данаей. От этой связи родился Персей.
Узнав об этом, Акрисий пришел в ярость и приказал заковать Данаю с младенцем в деревянный ящик и бросить в море. Но они выжили: ящик прибило к острову Сериф, где их спас рыбак Диктис. Позже повзрослевший Персей случайно убил Акрисия диском во время состязаний, исполнив таким образом пророчество.
Живописцы разных эпох чаще всего изображали Данаю обнаженной или полуобнаженной, а Зевса — в виде проливающегося на нее золотого света или падающих монет. Иногда рядом присутствует служанка, Амур или Зевс во плоти.
Персей и Андромеда
Один из самых известных сюжетов в древнегреческой мифологии — это миф о Персее и Андромеде.
Жена царя Эфиопии Кефея Кассиопея хвасталась, что ее дочь Андромеда прекраснее нереид (морских нимф), чем вызвала гнев морского бога Посейдона. В наказание он наслал на Эфиопию морское чудовище, которое опустошало побережье. Оракул предсказал, что чудовище можно умилостивить, принеся ему в жертву Андромеду.
Девушку приковали к скале на берегу моря. В это время Персей, возвращавшийся на крылатом коне Пегасе после победы над Медузой Горгоной, увидел Андромеду и был поражен ее красотой. Герой предложил Кефею и Кассиопее спасти их дочь в обмен на ее руку. Родители согласились. Когда чудовище появилось из моря, Персей то ли сразил его в бою, то ли обратил в камень с помощью отрубленной головы Горгоны.
Художники вдохновлялись разными сценами этого мифа: кто-то изображал прикованную к скале Андромеду, подчеркивая ее уязвимость, кто-то — битву Персея с чудовищем, а кто-то — момент освобождения девушки от оков.
Амур и Психея
Амур (Эрот, Купидон) — крылатый бог любви и неизменный спутник (по одной из версий — сын) Афродиты. Его стрелы, поражая сердца богов и смертных, зажигали в них страсть. Среди мифов, связанных с Амуром, особенно трогательна история его любви к смертной девушке Психее.
Красота Психеи восхищала людей настолько, что они начали почитать ее наравне с самой Афродитой. Это вызвало жгучую зависть богини, и она приказала Амуру разжечь в сердце соперницы страсть к самому недостойному из смертных. Однако, увидев Психею, Амур сам пленился ее красотой. Он велел божеству Зефиру перенести Психею в свои владения, где тайно навещал ее под покровом ночи.
Девушка не знала, что ее возлюбленный — бог любви. Но однажды, поддавшись любопытству, она зажгла светильник и увидела спящего Амура. От волнения ее рука дрогнула, и капля горячего масла упала на плечо бога. Проснувшись, разгневанный Амур покинул ее.
Долго скиталась Психея в поисках любимого, преследуемая ненавистью Афродиты, которая давала девушке все более трудные задания. Однажды богиня отправила ее в подземное царство Аида к его жене Персефоне за волшебным ларцом, запретив заглядывать внутрь. Но Психея вновь не смогла устоять: открыв крышку, она погрузилась в вечный сон. Амур, спустившись с небес, поцелуем пробудил ее, а Зевс, сжалившись, даровал Психее бессмертие, чтобы она смогла стать супругой Амура.
В искусстве Амура изображали по-разному: иногда прекрасным юношей, но чаще — озорным крылатым мальчиком с луком и колчаном, полным волшебных стрел. Психея, чье имя на древнегреческом означает «душа», могла изображаться в виде девушки с крыльями бабочки, символизируя хрупкость и преображение человеческого духа.
Афродита
Образ Афродиты (Венеры) встречается не только в упомянутых выше сюжетах. В западноевропейском искусстве Венера стала идеалом женской красоты и вдохновением для многих мастеров, воплощая гармонию, чувственность и плодородие. В разные эпохи художники, скульпторы и мастера прикладного искусства по-разному интерпретировали мифы о ней.
Так, живописцы неоднократно изображали сцену рождения Афродиты. Согласно мифу она появилась на свет после того, как бог неба Уран был оскоплен собственным сыном Кроносом. Когда кровь Урана пролилась в море, то оно вспенилось — из этой пены и родилась богиня любви.
Не менее узнаваем образ Венеры перед зеркалом, воплощенный Тицианом, Веласкесом и Рубенсом. Также художники уделяли внимание поясу Афродиты — волшебному атрибуту богини, который придавал невероятную привлекательность тому, кто его надевал.
Диана
Римская Диана (Артемида у греков) — богиня охоты и дикой природы, олицетворяющая целомудрие. Именно с этими темами связан ее образ в искусстве. Художники и скульпторы обычно изображали Диану в короткой тунике с луком и колчаном за спиной, часто в сопровождении собак или лани. Вот несколько популярных сюжетов, связанных с этой богиней:
Диана-охотница, часто изображаемая в движении среди леса или с животными. Этот образ подчеркивает связь с природой и роль покровительницы охотников.
Диана и Актеон — драматический миф, в котором охотник Актеон увидел Диану и сопровождавших ее нимф купающимися. Разгневанная богиня превратила его в оленя, после чего Актеона растерзали его же собаки. Это сюжет показывает последствия нарушения смертным божественных запретов.
Диана и Каллисто — еще один известный сюжет, где Диана изгоняет Каллисто, одну из своих нимф, за нарушение обета целомудрия. Позже Каллисто превращается в медведицу, а затем в созвездие Большой Медведицы.
Диана и Луна — богиня часто ассоциируется с Луной, и поэтому нередко изображается с лунным серпом на голове или рядом с ним, подчеркивая связь с ночным светилом.
Девять муз
Девять муз — дочери Зевса и богини памяти Мнемозины, покровительницы искусств и наук. Они вдохновляют поэтов, музыкантов, историков и ученых. В искусстве музы часто изображаются вместе, танцующими или играющими под аккомпанемент лиры Аполлона, в свите которого они состоят. Местом обитания муз является Парнас — священная гора Аполлона.
Каллиопа — эпическая поэзия, а также наука и философия
Атрибуты: восковая табличка и стилос (палочка для письма), иногда свиток или книга.Клио — история
Атрибуты: свиток или пергамент, иногда книга или грифельная доска. Часто изображается с песочными часами или рядом с символом времени.Мельпомена — трагедия
Атрибуты: трагическая маска, меч или палица (символы гибели героев). Иногда — венок из плюща или винограда.Талия — комедия
Атрибуты: комическая маска, пастуший посох, тимпан или венок из плюща. Часто изображается улыбающейся.Полигимния — священные гимны и красноречие
Атрибуты: свиток, иногда покрывало на голове (символ серьезности). Может держать лиру или орган. Часто изображается задумчивой и опирающейся о скалу.Терпсихора — танцы
Атрибуты: лира или виола, венок из цветов. Часто изображается танцующей.Эвтерпа — лирическая поэзия и музыка
Атрибуты: флейта, или авлосЭрато — любовная поэзия и мимика
Атрибуты: кифара (разновидность лиры), иногда стрелы Амура. Может держать розу или миртовый венок.Урания — астрономия
Атрибуты: глобус или циркуль, иногда указывает на небо. Может держать астролябию.
Конечно, список выше далеко не полный — в античных мифах есть еще великое множество сюжетов, нашедших отражение в живописи, скульптуре и музыке, но даже с таким базовым набором знаний любой ваш поход в художественный музей станет гораздо более увлекательным!