Не все звезды стареют одинаково: в чем секрет вечной молодости посреди космоса?

Оказывается, в звездных системах тоже бывают «омолаживающие процедуры»

7 ноября 2022Обсудить
Не все звезды стареют одинаково: в чем секрет вечной молодости посреди космоса?
Illustration: NASA/CXC/M.Weiss

Способностью замедлять старение звезд обладают так называемые «раскаленные Юпитеры» — газовые гиганты, которые так же близки к своей звезде, как Меркурий к Солнцу. Подобные процессы в космосе ученые замечали и раньше, но на этот раз астрофизикам удалось окончательно доказать, что такой феномен действительно существует.

«Раскаленные Юпитеры» воздействуют на звезду силой гравитации, заставляя ее вращаться быстрее, что приводит к повышению активности и увеличению рентгеновского излучения — именно так ведут себя звезды в молодости. Однако, как и у людей, на жизнеспособность звезд влияет множество различных факторов.

Поскольку точный возраст звезд определить сложно, астрономам бывает трудно разобраться: она проявляет необычную активность, потому что молода, или потому, что на нее воздействует «раскаленный Юпитер».

Ученые из Астрофизического института Лейбница (Германия) преодолели эту проблему, проанализировав системы двойных звезд. По аналогии с человеческими близнецами, одновременно сформировавшиеся, но разделившиеся звезды находятся достаточно далеко друг от друга, чтобы жить сами по себе, у каждой своя планетарная система, но у одной есть «раскаленный Юпитер», а у другой нет.

Поэтому, как и в случае с «близнецовыми» исследованиями на людях, вторую звезду можно рассматривать как контрольный объект.

Чтобы провести сравнение и оценить возраст звезд, исследователи проанализировали уровень излучения свыше 30 систем двойных звезд, наблюдаемых с помощью космических рентгеновских обсерваторий «Чандра» и XMM-Newton. В итоге было подтверждено, что звезды с «раскаленным Юпитером» обычно бывают более яркими и активными, чем их близнецы, на орбите которых такой планеты нет.