Передумала спустя два года: посмотрите, как черная дыра извергла «съеденную» звезду обратно

Остатки поглощенной звезды разлетелись по вселенной с гигантской скоростью

17 октября 2022
DESY, Science Communication Lab

Явление, при котором черная дыра иногда «выплевывает» часть поглощенного звездного материала обратно в космос, хорошо известно астрофизикам. Обычно выброс «неусвоенной» материи происходит вскоре после завершения процесса поглощения и выглядит как радиоволновая вспышка, регистрируемая телескопами на Земле.

Однако тот выброс, что в июне 2021 года был зафиксирован радиотелескопом Very Large Array, расположенным в штате Нью-Мексико, оказался полным сюрпризом для ученых.

Дело в том, что небольшая звезда AT2018hyz (ее масса составляла лишь десятую часть массы нашего Солнца) была поглощена черной дырой, находящейся в 665 миллионах световых лет от Земли, в октябре 2018 года. Прошедшие с тех пор два с половиной земных года черная дыра не давала о себе знать, поэтому ученые решили, что материал поглощенной звезды хорошо «усвоился».

Но затем дыра внезапно начала извергать «непереваренный» материал AT2018hyz, которую она «съела» годы тому назад, причем с огромной интенсивностью. Скорость, с которой остатки звезды разлетаются по космосу, составила 50% от скорости света, что в пять раз превышает обычные в таких случаях показатели.

Иветт Сендес, ведущий автор опубликованной в Astrophysical Journal статьи, в которой анализируется этот удивительный феномен, сравнила произошедшее с настигшей черную дыру запоздалой «отрыжкой».

Иветт Сендес

«Все это стало для нас полным сюрпризом — никто не видел прежде ничего подобного».

Ученые пока не знают, почему выброс звездного материала настолько задержался, и не исключают, что это может быть вполне рядовым явлением, о котором до сих пор не было известно.