Мяч из праха: зачем древние майя играли в футбол останками собственных правителей

Археологи сделали жуткое открытие в Мексике

6 августа 2022
Реконструкция игры в тлачтли в тематическом парке «Икскарет». Канкун, Мексика.
JORDI CAMÍ / Alamy

Ученые Национального института антропологии и истории Мексики обнаружили мячи для ритуальных игр. При изготовлении снарядов майя использовали прах высокопоставленных лиц, говорится в пресс-релизе Национального института антропологии и истории Мексики.

Поселение Тонина, что означает каменный дом, расположено на плодородных землях долины Окосинго в южной части Мексики. Когда-то Тонина была столицей одного из влиятельнейших государств в Западном регионе майя — царства Попо, что зародилось в начале III века нашей эры, но достигло расцвета только в конце VII.

Известно, что у майя была распространена игра в мяч — тлачтли, соревнования проходили на открытых стадионах. По мнению исследователей, «древний футбол» символизировал культ плодородия, а передача мяча по полю отсылала к движениям небесных светил.

У исследователей также есть свидетельства, что ритуальные игры в мяч могли быть связаны с человеческими жертвоприношениями.

Недавно археологи сообщили о новых интересных находках, сделанных в 2020 году в Тонине. Во время изучения храма Солнца исследователи обнаружили ряд небольших хранилищ и помещений, соединенных лестницами.

Этот лабиринт привел исследователей в небольшой склеп на глубине восьми метров с более чем 400 сосудами, наполненными человеческим прахом, древесной золой, резиной и корнями растений. Останки, по всей видимости, принадлежали правителям или высокопоставленным чиновникам.

Анализ органических материалов показал, что индейцы использовали этот прах в процессе вулканизации, превращая каучук в резину, из которой шили мячи для тлачтли.

Точное место и время появления этой популярной у народов доколумбовой Мезоамерики ритуальной игры неизвестны. Самые старые каучуковые мячи сделаны в 1700—1600 годы до нашей эры. Древнейший стадион был построен 3400 лет назад на территории нынешнего штата Чьяпас.