Забыть и жить дальше: ученые нашли фермент, который контролирует травматические воспоминания

Открытие поможет в лечении пациентов с ПТСР и другими расстройствами

23 августа 2022
Томми — металлическая скульптура британского солдата Первой мировой войны на набережной в Сихэме. Автор — Рэй Лонсдейл. Работа иллюстрирует посттравматическое стрессовое расстройство у военнослужащих.
Topseee / Alamy

Специалисты из Медицинской школы Перельмана Пенсильванского Университета провели доклиническое исследование нового метода облегчения стресса, связанного с длительными травмирующими воспоминаниями. Эксперты открыли фермент ACSS2 (ацетил-КоА-синтетаза-2) и нашли способ применять его для блокировки генов, отвечающих за подобные страхи. В экспериментах на грызунах он уже показал свою эффективность.

Абсолютно у всех людей есть болезненные воспоминания, но иногда они бывают такой силы и так врезаются в память, что вызывают хронический стресс, приводящий к серьезным заболеваниям психики. Одним из них является ПТСР — посттравматическое стрессовое расстройство, которое фиксировалось впервые у военных, вернувшихся из зоны боевых действий. Оно становится результатом психологической травмы, сопровождается флешбэками (ретравматизацией), ночными кошмарами, повышенной тревогой, чувством изоляции и беспомощности.

Исследователи уже несколько десятилетий пытаются найти биологические мишени в организме человека, на которые можно было бы воздействовать, чтобы блокировать или ослабить этот стресс. При этом важно не повреждать общую память и способность к обучению.

Предыдущие исследования этой же команды ученых показали, что фермент ACSS2 работает в ядрах нейронов и включает гены, когда устанавливаются новые воспоминания и включаются старые. Также он служит катализатором небольшой молекулы, которая активирует гены для превращения кратковременной памяти в долговременную.

В новом исследовании ученые впервые продемонстрировали на мышах, что ACSS2 как раз может быть такой биомишенью, которую искали для воздействия фармпрепаратами на травму. Для этого команда впервые вывела линию мышей с отключенным геном ACSS2. Оказалось, что вследствие такого изменения у них осталась в порядке кратковременная память, но долговременная была слабее — в том числе память о страхе.

Затем другой группе обычных мышей и крыс ввели соединение, которое подавляло активность фермента до и после страшного впечатления. Вещество действовало всего несколько часов.

По сравнению с грызунами, которые не получили инъекцию, обработанные испытуемые проявили меньше признаков беспокойства при воздействии триггера в виде кошачьего запаха — и спустя сутки, и спустя неделю. Это доказывает, что процесс объединения и укрепления событий в памяти был частично заблокирован.

Таким образом, ACSS2 имеет решающее значение для активации генов во время создания воспоминаний о страхе.

Шелли Л. Бергер

«Всякий раз, когда мы вспоминаем травматическое событие, эти гены активируются — процесс, называемый реконсолидацией, важен при ПТСР. Уменьшая эту реконсолидацию путем кратковременного блокирования ACSS2, мы можем терапевтически ослабить даже старые травматические воспоминания».

Выводы доклинического исследования пока считаются предварительными. Блокирование механизмов памяти — это серьезное воздействие на человека. Прежде чем метод одобрят, потребуется несколько лет проверок на безопасность и эффективность.

Если испытания пройдут успешно, такое лекарство можно будет использовать в первые часы после травматического события, чтобы снизить силу устойчивых стрессовых воспоминаний, а также для лечения многолетних рецидивирующих расстройств.