Названо простое действие, которое снижает уровень тревожности

Ученые открыли новый способ избавиться от ненужного волнения

22 августа 2022
Названо простое действие, которое снижает уровень тревожности
Anton Deev / Alamy

Психологи из Университета Торонто и Свободного Университета Амстердама выяснили, что водные процедуры могут смягчить последствия стрессовых событий.

Более 1000 участников эксперимента ученых посмотрели видеоролик с испуганной женщиной перед прыжком в пропасть на аттракционе банджи-джампинг (ранее было доказано, что подобные видео вызывают небольшую тревогу и легкий стресс). Затем добровольцам в случайном порядке включали три видео на тему:

• как правильно мыть руки;

• как нарисовать круг;

• как почистить яйцо.

Те, кто смотрел видео с мытьем рук, как правило, сообщали о более низком уровне беспокойства по сравнению с другими группами.

Затем ученые повторили эксперимент. После просмотра «тревожного» видео с участников разбили на три группы. Одних попросили представить, что они умывают водой руки, шею, лицо и голову, других — что они просто касаются этих частей тела, третья группа была контрольной и ничего не делала. В результате, уровень тревожности был ниже у тех, кто представлял процесс умывания.

После исследователи нашли физиологические доказательства, подтверждающие выводы. Для этого ученые привели два раунда проверок на психологическую прочность среди 73 студентов. Молодым людям нужно было выступить с пятиминутной речью, объясняющей, почему они подходят на должность руководителя группы в консалтинговой фирме.

Во время «прослушивания» ученые измеряли сердечно-сосудистую деятельность добровольцев, которые должны были выступать перед двумя судьями в белых лабораторных халатах. Ситуацию нагнетал и тот факт, что студенты встречали полное равнодушие и холод экзаменаторов.

Затем участникам случайным образом предлагали воспользоваться антисептическими салфетками. Сердечно-сосудистая система успокаивалась у тех участников, которым позволили взять влажную салфетку.

Чтобы понять, распространяется ли это описанное явление на другие культуры, необходимо провести дополнительные исследования.

Работа опубликована в журнале Social Psychological and Personality Science.