Выключить страх: ученые придумали способ лечения фобий и ПТСР с помощью «мусорных» ДНК

Возможно, скоро генетики будут избавлять людей от этого условного рефлекса

25 марта 2022
Рене Магритт. «Спутники страха».
Artepics / Alamy

Люди стали бояться разных вещей в процессе эволюции, это было адаптацией, необходимой для выживания. Но сегодня условия жизни существенно изменились, и многие страхи ничему не помогают, иногда делая существование невыносимым. Кстати, чаще всего люди боятся не пауков, не темноты и даже не клоунов.

Но, как выяснилось, фобии можно «отключить». Ключ к долговременной памяти находится в префронтальной коре головного мозга. Ученые выяснили, что со страхом напрямую связаны РНК, которые раньше считались бесполезными, «мусорными», поскольку не они участвуют в образовании последовательностей белков.

Среди таких РНК был обнаружен ген, который назвали ADRAM. Он служит мостом между сигналами из окружающей среды и ответом мозга. То есть именно от него зависит наш «выученный» страх после того, как мы увидим что-то неприятное и пугающее.

Теперь задача генетиков — нацелиться на длинные некодирующие РНК, отвечающие за память, и попытаться их нейтрализовать. Так можно будет помочь людям, страдающим тяжелым посттравматическим стрессовым расстройством.

Исследование опубликовано в Cell Reports.

Ранее ученые объяснили, почему страх может доставлять удовольствие.