Выживальщик из саванны: африканский клещ продержался без еды 8 лет

Энтомологи поражены суперспособностями этих паукообразных

27 февраля 2022
Выживальщик из саванны: африканский клещ продержался без еды 8 лет
SEBASTIAN KAULITZKI/SCIENCE PHOTO LIBRARY

Джулиан Шеперд из Бингемтонского университета опубликовал удивительные результаты исследования, которое продлилось 45 лет, пишет sciencealert.

В далеком 1976-м ученому подарили тринадцать представителей вида Argas brumpti. Африканских клещей привезли из окрестностей Найроби, столицы Кении. Некоторые особи умудрились дожить у Шеперда до 27 лет, что примерно в девять раз превышает среднюю продолжительность жизни их сородичей.

Паукообразные обитали в емкостях, где поддерживалась температура 21 градус и влажность около 80 процентов. Периодически им давали кровь лабораторных крыс, мышей, кроликов. С 1984 года Шеперд перестал использовать животных в других исследованиях, и клещи тоже остались без источника пищи.

Привычные к подобным условиям в природе, Argas brumpti не сдались сразу. Самцы прожили без еды четыре года, самки продолжали жить и через восемь. Шеперд снова начал их кормить, пожертвовав свою кровь. После первого же приема пищи одна из самок отложила яйца, из которых вылупилось жизнеспособное потомство разного пола.

Ученый отмечает: для вида не характерен партеногенез — получается, что больше четырех лет самка сохраняла в организме оплодотворенные самцом клетки.

По словам исследователя, результаты демонстрируют крайний вариант стратегии выживания «сидеть и ждать». Шеперд предполагает, что так африканские клещи адаптировались к засушливой среде обитания, где есть проблемы с едой. Поэтому у животных очень медленный метаболизм и «суперспособность» годами жить без пищи.

Сейчас представители уже второго поколения достигли 26 лет и вполне могут побить предыдущий рекорд по живучести. За ними будут наблюдать уже африканские коллеги ученого, так как лабораторных клещей собираются отправить на родину предков.

Argas brumpti гораздо больше привычных для нас клещей, в длину они могут достигать двух сантиметров, обитают в Восточной и Южной Африке, в основном в пещерах и среди скал, где поджидают потенциальных жертв. Среди тех могут быть млекопитающие, в том числе человек, и рептилии. Клещи не ядовиты и не переносят болезни, но на местах их укусов надолго остаются болезненные ранки.