Высокая кухня палеолита: названо еще одно блюдо из рациона неандертальцев

Открытие показало, что древние люди не были примитивными, как долгое время считалось в науке

7 февраля 2023
Высокая кухня палеолита: названо еще одно блюдо из рациона неандертальцев
Yuliya Volkovska / Alamy Stock Vector

Жившие 90 тысяч лет назад на западе Европы неандертальцы промышляли ловлей крабов и употребляли мясо ракообразных в пищу, поджарив на костре. Такое открытие сделали ученые Каталонского института палеоэкологии человека и социальной эволюции в Таррагоне, Испания. Их исследование появилось в журнале Frontiers in Environmental Archaeology.

Остатки неандертальской трапезы нашли в пещере Фигейра Брава, что в 30 километрах южнее Лиссабона. Среди моллюсков там было много панцирей большого сухопутного краба (Cancer pagurus). Его до сих пор употребляют в пищу в Испании, Португалии, Франции, Италии.

Исследование панцирей показало, что древние люди предпочитали крабов шириной около 16 сантиметров, то есть крупных взрослых особей. В каждом из таких крабов содержится 200 граммов мяса.

Поймать краба голыми руками сложно, и неандертальцы, по всей видимости, использовали для охоты гарпуны. Таким же способом добывали крабов коренные народы Северной Америки, указывают ученые.

Трещины на костях оказались очень похожи на те, что остаются после вскрытия панциря для употребления краба в пищу, хотя неандертальцы не знали металлических приборов и пользовались каменными.

Следы термической обработки показывают, что морских животных жарили на углях при температуре от 300 до 500 градусов по Цельсию, и только после этого разделывали.

Важность открытия

Мариана Набаис

«Наши результаты вбивают еще один гвоздь в крышку гроба устаревшего представления о том, что неандертальцы были примитивными пещерными жителями, которые едва могли прокормиться за счет туш крупной дичи».

Теперь доказано: вкус к морепродуктам, богатым жирными омега-3-кислотами, не был присущ исключительно виду Homo sapiens. Ранее в науке существовало представление, что способность получать полезные вещества из морских деликатесов давала нашему виду преимущество над «дальними родственниками».