Не изменили привычкам: как древние люди проигнорировали смену климата в Европе

Неандертальцы предпочли не менять способ охоты, но со временем стали делать более искусные орудия

20 января 2023
Не изменили привычкам: как древние люди проигнорировали смену климата в Европе
Arterra Picture Library / Alamy

Группа исследователей из Тулузского университета Жана Жореса (Франция) изучили находки из Комб-Греналя, где более сотни тысяч лет обитали неандертальцы, чтобы выяснить, как под влиянием климата менялись их стратегии охоты. Вопреки прежним представлениям, ученые обнаружили, что палеоантропы не совершенствовали орудия вслед за колебаниями климата.

Памятник Комб-Греналь представляет собой разрушенную пещеру и десятки слоев отложений близ города Домм на юго-западе Франции. Согласно артефактам, это место было заселено неандертальцами на протяжении всего среднего палеолита — примерно от 150 тысяч до 45 тысяч лет назад. Кроме останков древних родственников людей, в разное время ученые нашли в Комб-Гренале большое количество каменных орудий, а также кости и зубы животных, на которых охотились местные обитатели.

Орудия из разных периодов демонстрируют эволюцию охоты. Ранее исследователи связывали это с колебаниями климата от теплого к ледниковому. Считалось, что, когда дичь уходила с открытых местностей в леса, людям приходилось приспосабливаться.

В новом исследовании команда выяснила, какую среду обитания предпочитали местные животные. Для этого специалисты изучили останки около 400 особей травоядных, в том числе благородных и северных оленей, бизонов, туров.

Слепки с зубов рассказали о рационе животных в последние дни их жизни. Оказалось, что преимущественно он состоял из растений открытой среды, похожей на тундру. И эта закономерность сохранялась на протяжении многих тысячелетий.

«Охотники Комб-Греналя остались на открытом месте и никогда не были вынуждены переходить на близкие столкновения в лесной среде. Таким образом, им никогда не приходилось, например, менять свои каменные орудия или стратегии мобильности для такого использования», — делают вывод авторы в работе, опубликованной в PLOS One.

Новые результаты говорят о том, что даже сильные климатические и экологические колебания не повлияли на стратегии охоты и эволюцию охотничьих орудий неандертальцев.

Однако в том же Комб-Гренале, где поднято более 140 тысяч каменных орудий, явно прослеживается их развитие и улучшение. Открытие французских исследователей ставит перед учеными новый вопрос — что тогда толкало неандертальцев на эту эволюцию? Может ли это быть связано с появлением в Европе homo sapiens? Чтобы это выяснить, потребуются новые исследования, в том числе в других стоянках наших древних родственников.

Посмотрите также, как выглядела палеолитическая женщина из Европы (предыдущие сто лет ее считали мужчиной).