Всегда просыпаетесь разбитым? Вот 4 совета от нейробиологов, которые сделают бодрым любое утро

Эффективное начало дня по науке — какое оно?

24 ноября 2022
Antonio Guillem / Alamy

Международная команда исследователей под руководством нейробиолога из Калифорнийского университета в Беркли (США) выявила четыре основных фактора, которые помогают чувствовать себя бодрым по утрам и в течение дня. Чтобы исключить генетические параметры, ученые привлекли близнецов, которым давали противоположные задания.

Результаты показали, что существует набор из четырех ключевых факторов, связанных с бодростью, на которые ранее не обращали внимания. Итак, что нужно делать, чтобы не клевать носом за рабочим столом?

Правильно спать

На первое место ученые поставили профиль сна. Под непривычным термином имеется в виду вполне обыденные вещи: время начала и окончания сна, его продолжительность и эффективность. Оптимальные параметры уже называли в предыдущих исследованиях, здесь ученые отнюдь не открыли Америку.

Сон должен быть долгим, важно соблюдать биологические ритмы, напоминают исследователи. А все участники, которые отправлялись в постель около 22 часов и вставали позже своего обычного времени неизменно чувствовали бодрость и прилив сил.

Больше двигаться

Чем активнее человек был в течение дня, тем реже он просыпался в течение ночи. И это напрямую влияет на самочувствие после пробуждения, говорят ученые. А что касается физической активности вечером, здесь у спорта противоположный эффект: упражнения перед сном делают ночной отдых куда менее продуктивным.

Завтракать углеводами

Правильная еда с утра — залог продуктивного дня. В завтраке непременно должно быть много углеводов, они обеспечивают нашу бодрость. Преобладание белка приводило к противоположному эффекту. А вот калорийность никак не была связана с выполнением задач и общим настроем участников эксперимента.

Ограничить сладости

Резкое повышение уровня сахара в крови после употребления чрезмерно сладкого напитка вызывало снижение бодрости. Но если участники съедали высокоуглеводистый завтрак, реакция на глюкозу у них была ниже, а общее самочувствие лучше.

Согласно выводам авторов, необходимость употреблять сладкое по утрам для активной работы мозга — миф. Важнее, как организм перерабатывает пищу, перебор с сахаром в итоге приведет к его падению в крови и плохому самочувствию.

Исследователи назвали именно эти четыре фактора, потому что на них можно повлиять, в отличие, например, от возраста или настроения.