Все-таки не вымерли? Как клочок шерсти дал надежду на существование яванских тигров

Возможно, этот вид прежде времени записали в исчезнувшие

8 апреля 2024

Суматранский тигр купается в реке

Dreamstime via Legion Media

В 2008 году яванский тигр (Panthera tigris sondaica) был официально признан вымершим видом, потому что на протяжении десятилетий никаких следов пребывания этих хищников на острове Ява найдено не было. С тех пор единственным оставшимся представителем популяции тигров на островах Индонезии считался близкий родственник яванского тигра, суматранский тигр (Panthera tigris sumatrae), который тоже балансирует на грани вымирания.

Однако 18 августа 2019 года житель одной из деревень на западе острова Ява сообщил властям, что заметил на окраине деревни тигра. Прибывшие на место ученые и представители властей нашли отпечатки лап и следы когтей, которые вполне могли принадлежать тигру. Но самое главное, за забор, отделявший деревню от соседней плантации, зацепился клочок шерсти животного.

Образец шерсти был передан для генетического анализа в Центр биологических исследований Индонезии. Ученые, статья которых опубликована в журнале Oryx, сравнили выделенную из шерсти загадочного животного ДНК с ДНК суматранского тигра и ДНК яванского тигра, убитого в 1930 году и выставленного в музее в виде чучела.

В итоге генетики пришли к выводу, что клок шерсти, найденный в 2019 году, действительно принадлежит яванскому тигру. Но для того, чтобы с уверенностью утверждать, что тигры все еще живут на Яве в дикой природе, необходимы дальнейшие генетические и полевые исследования, пишут ученые. Но даже если яванский тигр полностью не вымер, этот вид с высокой степенью вероятности находится на грани вымирания и нуждается в защите, подчеркивают исследователи.

Столетия назад тигры были широко распространены в лесах Явы, но сейчас Ява считается самым многонаселенным крупным островом в мире — там сейчас живет более половины всего населения Индонезии. Большинство традиционных мест обитания тигров было отдано под нужды сельского хозяйства. Фермеры вовсю охотились на тигров, которые, из-за сокращения объема своей естественной добычи, переключились на крупный рогатый скот, и в итоге в 1970-х годах на Яве осталось не более дюжины полосатых хищников, которые постепенно исчезли в последующие годы.

Почему в России иногда несправедливо обвиняют тигров в гибели домашнего скота, мы рассказывали тут.