Внутри Марса на глубине 35 м нашли загадочные «многоугольники»: как они там появились?

Объясняют китайские астрофизики

8 декабря 2023

China News Service via Wikimedia Commons

Китайский марсоход «Чжужун» с помощью георадара обнаружил на глубине 35 метров под поверхностью Красной планеты многоугольные клиновидные структуры. Как предполагают ученые из Академии наук КНР, статья которых опубликована в журнале Nature Astronomy, несмотря на сравнительно правильную геометрическую форму, эти странные объекты созданы вовсе не инопланетянами. Они появились естественным путем еще миллиарды лет тому назад, когда на совсем юном Марсе происходили мощные климатические изменения, в результате которых его поверхность то замерзала, то оттаивала.

Всего ровер нашел под поверхностью Равнины Утопия — гигантской котловины в восточной части северного полушария Марса, считающейся самым большим ударным кратером в Солнечной системе, — 16 многоугольников, размер которых колеблется от нескольких сантиметров до десятков метров в поперечнике. Все находки сосредоточены на участке чуть более километра длиной. Это позволило исследователям предположить, что подобные структуры находятся под всей Равниной Утопия.

По мнению исследователей, такой специфический рельеф местности сформировался 3,7–2,9 миллиарда лет тому назад, когда завершилась «влажная» эпоха, и климат на Марсе стал сухим и холодным. На протяжении предшествующих миллионов лет марсианский климат претерпевал мощные изменения, становясь то жарким, то холодным. Вода на планете то превращалась в лед, то оттаивала.

В результате сложных циклических процессов глинисто-песчаная марсианская почва растрескивалась и подвергалась эрозии, что в итоге привело к появлению многоугольных бугров. Резкое похолодание законсервировало этот ландшафт, а затем он был похоронен под слоями почвы и оказался на глубине 35 метров.

Nature Astronomy

Марсоход «Чжужун», названный так в честь китайского бога огня, приземлился на Равнине Утопия 15 мая 2021 года. Планировалось, что ровер будет работать в течение трех земных месяцев, но он продолжал посылать информацию на Землю целый год. Связь с ним была потеряна в мае 2022 года. За это время «Чжужун» преодолел по поверхности Марса расстояние длиной почти в два километра.

Ранее ученые из команды марсохода Perseverance опубликовали первую в истории аудиозапись «пылевого дьявола» с Красной планеты. Послушайте, как он звучит.