Ускользающая красота: почему вымирают бабочки и что теряет с их уходом наша планета

Иногда вымершие бабочки способны возвращаться после весьма длительного «отсутствия»

8 апреля 2023

Чешуекрылые существуют на Земле десятки миллионов лет. За это время успели возникнуть, распространиться и исчезнуть с лица планеты многие виды бабочек. Некоторые из них вымерли уже очень давно, а некоторые совсем недавно, в том числе и по вине человека.

PXHERE

Конечно, грустно осознавать, что никто никогда больше не увидит тот узор на чешуйчатых крыльях, которому в далеком плиоцене удивлялся пушистый и любознательный детеныш мегатерия.

Потеря каждого вида невосполнима: не будет больше ни тех бабочек, ни тех мегатериев. И все же в случае с бабочками трудно утверждать что-то наверняка — порою виды, считавшиеся вымершими, оказываются очень даже живыми. Природа наделила этих существ удивительной способностью противостоять переменам.

Первые

Чешуекрылые существовали уже в мезозое. Самые ранние следы этих созданий обнаружены в отложениях начала юрского периода, их возраст оценивается в 190 млн лет. Впрочем, чешуекрылые могли возникнуть и гораздо раньше: тельца этих насекомых редко сохраняются в геологической летописи.

Так или иначе расцвет чешуекрылых начался гораздо позже, примерно 100 млн лет назад. В это время в морях резвились ихтиозавры, по суше топотали игуанодоны, но что самое главное — широко распространились цветковые растения. С ними-то у бабочек и сложился симбиоз: насекомые питались нектаром растений и способствовали их опылению.

Этот симбиоз наложил отпечаток на облик и эволюцию бабочек. Появились длинные хоботки, позволявшие дотягиваться до нектара и высасывать его, и восхитительные узорчатые крылья (благодаря которым бабочке легче оставаться незаметной на фоне цветов и листьев).

Чешуекрылые быстро распространились по всей суше и сейчас не встречаются разве что в Антарктиде. На данный момент ученым известны свыше 150 тысяч видов чешуекрылых, как ныне живущих, так и вымерших.

Фрагмент ископаемого чешуекрылого, обнаруженного в формации Грин-Ривер в Колорадо
Anna Ptasznik

Эволюционная история бабочек известна пока очень фрагментарно, но, судя по всему, уже в эоцене (56-33 млн лет назад) на Земле обитали бабочки, весьма похожие на современных. Хотя большинство эоценовых чешуекрылых до наших дней не дожили, появившиеся тогда толстоголовки здравствуют и поныне, и именно в эоцене появились первые парусники — предки нынешних махаонов.

В олигоцене (33–23 млн лет назад) впервые появляются современные семейства пестрянок и совок-ночниц, а также расцветают нимфалиды — наверное, самое популярное из современных семейств бабочек, к которому относятся крапивницы, траурницы, павлиньи глаза и калифорнийские монархи.

А спустя еще 10 млн лет систематический состав чешуекрылых приближается к современному: впервые обнаруживаются такие крупные современные семейства, как голубянки, пяденицы, бражники и многие другие.

Все это время одни виды чешуекрылых сменялись другими. Виды могли вымирать из-за изменений климата, исчезновения растений, составлявших для бабочки ее кормовую базу, появления более эффективных хищников и паразитов. С другой стороны, некоторые древние виды обнаружили удивительную живучесть.

Брамеи — «живые ископаемые»
Pavel Kirillov

Сейчас на планете обитают такие «живые ископаемые», как зубатые моли (Micropterigidae), обладающие примитивным грызущим ротовым аппаратом, брамеи (Brahmaeidae), обитающая в уссурийской тайге ленточница исключительная (Seokia eximia), мексиканский парусник барония (Baronia brevicornis), центральноазиатский высокогорный аполлон Чарльтона (Parnassius charltonius). Эти реликтовые виды дожили до наших дней, несмотря на все превратности истории.

Уходящие

Известно немало видов чешуекрылых, исчезнувших до появления человека. Но, разумеется, гораздо сильнее волнуют воображение те бабочки, которые какое-то время сосуществовали рядом с людьми и вымерли уже в историческую эпоху.

Одна из них — урания Слоуна (Urania sloanus). Эту красавицу с крыльями, переливающимися черным, красным, зеленым и синим цветами, открыл в 1779 году на Ямайке голландский исследователь Питер Крамер. Он назвал ее в честь известного британского натуралиста и коллекционера Ганса Слоуна.

Открытая Крамером бабочка относилась к семейству ураниид, распространенных по всему свету, но конкретно этот вид был эндемиком Ямайки, то есть встречался только там.

Урания обитала в тропических лесах. По мере освоения Ямайки европейцами на месте лесов разрастались сельскохозяйственные угодья. Для урании Слоуна роковым оказалось резкое сокращение цветкового растения рода омфалея. Потеря привычной среды обитания стала для бабочки фатальной.

Освоения Ямайки европейцами погубило уранию Слоуна. Сельхозугодья лишили бабочку среды обитания
William Swainson

Как часто бывает с бабочками, ученые не могут однозначно назвать время ее исчезновения. В последний раз ее видели то ли в 1894-м, то ли в 1895 году. Но есть мнение, что вид дотянул как минимум до 1908 года, а возможно — просуществовал и дольше.

Другой подобный пример — голубянка Ксеркса (Glaucopsyche xerces), водившаяся только на территории полуострова Сан-Франциско в Калифорнии. При небольших размерах (размах крыльев не превышал 25–31 мм), бабочка отличалась характерной внешностью: ее крылья переливались сине-фиолетовыми, коричневыми и беловато-серыми цветами.

В 1852 году французский лепидоптеролог Жан-Батист Альфонс Дешоффур де Буадюваль дал этому виду название в честь знаменитого царя древней Персии Ксеркса I.

Голубянку Ксеркса сгубила урбанизация. Город Сан-Франциско разрастался, неумолимо наступая на владения Glaucopsyche xerces. Уже к 1930-м место обитания вида было ограничено несколькими небольшими локациями, а спустя десятилетие с небольшим он исчез окончательно.

Голубянку Ксеркса сгубила урбанизация и разросшийся Сан-Франциско
Field Museum of Natural History, CHICAGO

В последний раз голубянку Ксеркса достоверно наблюдали 23 марта 1943 года на территории Национальной зоны отдыха «Золотые ворота». Когда ученые констатировали ее исчезновение, наступило время сожалений. Голубянка Ксеркса стала одним из главных символов гибели североамериканской фауны.

Некоторые ученые, впрочем, усомнились, что голубянка Ксеркса являлась отдельным видом. Было выдвинуто предположение, что она была лишь подвидом или изолированной популяцией серебристой голубянки (Glaucopsyche lygdamus), которая распространена по всему западу США и по большей части Канады.

Если бы эта идея оказалась верна, то исчезновение голубянки Ксеркса можно было компенсировать, выпустив в прежних местах ее обитания серебристых голубянок. Однако проведенный недавно генетический анализ музейного образца возрастом более девяноста лет подтвердил, что голубянка Ксеркса — отдельный вид.

Кокосовая пальма, пострадавшая от гусениц Левуана
UNIVERSITY OF CALIFORNIA

В двух вышеприведенных случаях человек поспособствовал исчезновению бабочки непреднамеренно. Но есть примеры, когда тот или иной вид истребляли целенаправленно.

Именно так уничтожили Levuana irridescens — вид, относившийся к семейству пестрянок, единственного представителя рода Levuana. Левуана обитала на Вити-Леву — крупнейшем острове архипелага Фиджи.

К несчастью этой бабочки, ее признали вредителем кокосовых пальм, листьями которых питались ее гусеницы. Поскольку химикатам левуана не поддавалась, биолог Джон Тотхилл посоветовал обратиться к услугам «наемника» — специально завезенная из Малайзии паразитическая муха вида Bessa Remota начала откладывать свои яйца на листья пальм.

Бабочки поглощали эти бомбы замедленного действия вместе с листьями, и вылупившиеся личинки-паразиты выедали «хозяина» изнутри.

Заступиться за Levuana irridescens оказалось некому: экономика Фиджи была целиком и полностью завязана на плантации кокосовых пальм. Внешне пестрянки были не слишком привлекательны из-за своих полупрозрачных крыльев грязно-беловатого цвета, к тому же, их было очень много, а с 1916-го они начали расширять свой ареал и на соседние острова.

Боролись с ними так усердно, что уже в 1920-е гг. многочисленный прежде вид сократился до считанных единиц, а потом и вовсе исчез. Энтомологи предполагают, что фиджийская пестрянка влачила свое существование в скрытых местах обитания вплоть до середины 1950-х.

Незаменимые

Исчезновение вида бабочек — далеко не всегда вина человека. Делоневра безупречная (Deloneura immaculata) из семейства Lycaenidae обитала в Южной Африке, в лесных дебрях, окружающих реку Мбаше. Она отличалась довольно невзрачным видом — желтые крылья с коричневыми прожилками.

Эта бабочка известна всего тремя хранящимися в музеях особями женского пола — все их собрал в 1863-64 гг. английский путешественник Джеймс Генри Боукер. Поскольку делоневру давным-давно никто не видел, ее занесли в список исчезнувших. Места там до сих пор достаточно глухие и малонаселенные, так что исчезновение делоневры безупречной вряд ли должно отяготить совесть человечества.

Некоторые из бабочек, вымерших в историческую эпоху, уже изначально относились к небольшим изолированным популяциям, оставшимся после того, как распространенный некогда вид почти прекратил свое существование по естественным причинам.

Такие реликтовые популяции могут сохраняться долго — например, в удаленных лесных районах или в горах. Даже если их успевают обнаружить люди, число собранных образцов оказывается невелико. А потом вид пропадает окончательно, вселяя уныние в сердца энтомологов. Но в некоторых случаях к унынию примешивается решимость как-то компенсировать урон. Это можно сделать, если исчезнувшая бабочка — не отдельный вид, а лишь подвид.

Так, британская большая медянка (Lycaena dispar dispar) была классифицирована в 1802 году. Уже 1864 году она исчезла из-за наступления человека на ее среду обитания. Но позже в Великобританию завезли из Нидерландов другой подвид, Lycaena dispar batavus, и он прижился.

Процесс вымирания продолжается и сейчас. В 2012–13 годах ученые признали исчезновение флоридского ржавого шкипера (Epargyreus zestos oberon) и его землячки, скальной толстоголовки Меске (Hesperia meskei pinocayo).

Скальная толстоголовка Меске
Bill Berthet

Когда-то ржавый шкипер был достаточно распространен в прибрежных районах Флориды, но в XX веке его популяция начала быстро сокращаться. Уже к середине 80-х найти эту бабочку было чрезвычайно трудно. Последний раз ее видели в январе 2004 года — в лесу и в ботаническом саду Ки-Уэст в местности Сток-Айленд.

Что же до скальной толстоголовки Меске, то ее успели открыть и задокументировать буквально в последнюю минуту перед исчезновением — в 2003 году. На тот момент ареал обитания Hesperia meskei pinocayo ограничивался Флорида-Кис, коралловым архипелагом к югу от полуострова. Открывший его энтомолог Роланд Р. Гатрелл с тревогой писал, что «число особей в настоящее время сократилось настолько сильно, что какой-то тип программы разведения, кажется, требуется в ближайшее время, если не немедленно».

Тревога оказалась не напрасной. Однако нельзя исключать, что мы когда-нибудь еще увидим и ржавого шкипера, и скальную толстоголовку — ведь иногда бабочки способны возвращаться и после весьма длительного «отсутствия».

Воскресшие

Голубая бабочка Фендера (Icaricia icarioides fenderi) считалась вымершей, но сумела вернуться с того света. Этот подвид голубой бабочки (Icaricia icarioides), являющийся эндемиком долины Уилламетт на северо-западе штата Орегон, США, впервые был замечен примерно сто лет назад.

Бабочка очень красива благодаря своим крыльям пепельно-голубого цвета. В 1931 году ее описал биолог Ральф Мейси, назвавший бабочку в честь своего друга Кеннета Фендера — почтальона и энтомолога по совместительству. Уже в 1937 году подвид считался вымершим, но спустя более полувека, в 1989 году, его обнаружили вновь.

Надо отдать должное экологам из американской Службы охраны рыбных ресурсов и дикой природы — они предприняли самые энергичные усилия для спасения Icaricia icarioides fenderi.

Ситуация осложнялась тем, что голубая бабочка Фендера привязана к одному-единственному виду растений — люпину Кинкейда из семейства бобовых, тоже находившемуся под угрозой исчезновения. Благодаря проведенной работе популяция бабочки увеличилась с примерно 3 391 насекомого в 2000 году до 13 700 в 2018-м.

Борьба за спасение некоторых бабочек ведется прямо сейчас. Так, недавно экологи обратили внимание на плачевную ситуацию с Danaus plexippus plexippus — подвидом данаиды-монарха (Danaus plexippus).

Этот вид еще именуют мигрирующим монархом, поскольку бабочка ежегодно мигрирует из родной Северной Америки на огромные расстояния, порой даже перебираясь через Атлантический океан в Европу. Ее легко узнать по характерному рисунку на крыльях: черные полосы на рыжем фоне.

Гусеница данаиды-монарха
HAGERTY, RYAN / U.S. FISH & WILDLIFE SERVICE

Во время последнего обновления Красной книги в 2022 году туда оказался занесен и Danaus plexippus plexippus. Ученые констатировали, что за последнее десятилетие его численность упала на 70 процентов. Западная же популяция Danaus plexippus plexippus и вовсе сократилась на 99,9 процентов — с 10 млн бабочек в 80-х до всего нескольких тысяч в 2021 году.

Виной тому массовая вырубка лесов, законная и незаконная, а также применение в сельском хозяйстве пестицидов и гербицидов, убивающих как самих бабочек, так и молочай — растение-хозяин, которым питаются личинки монарха. Не на пользу и монарху, и молочаю идут и изменения климата, провоцирующие рост числа лесных пожаров.

Сейчас экологи спохватились и предпринимают энергичные усилия по спасению Danaus plexippus plexippus. Удастся ли им это? Хотелось бы надеяться.

«Тяжело наблюдать, как бабочки монархи балансируют на грани исчезновения, но признаки надежды есть, — говорит сотрудница по выживанию видов в Организации биопарка Нью-Мексико Анна Уокер. — Ведь так много людей и организаций работают вместе, чтобы защитить эту бабочку и ее среду обитания. Мы все должны внести свой вклад в то, чтобы это культовое насекомое полностью „выздоровело“ — от посадок молочая и сокращения использования пестицидов до защиты мест зимовок бабочки».

Фото: PXHERE; ANNA PTASZNIK; PAVEL KIRILLOV; FIELD MUSEUM OF NATURAL HISTORY, CHICAGO; UNIVERSITY OF CALIFORNIA; BILL BERTHET; HAGERTY, RYAN / U.S. FISH & WILDLIFE SERVICE