Ученые Сколтеха: через 20 лет борщевиком может зарасти вся европейская часть России

Инвазивный вид не боится изменений климата и способен выживать со своей территории другие виды

31 мая 2022
Priakhin Mikhail / Alamy

Ареал распространения борщевика к 2040–2060 годам будет занимать почти всю европейскую часть России. К такому выводу пришли ученые Сколковского института науки и технологий.

Борщевик Сосновского — сорное растение с крупными листьями, трубчатыми стеблями и белыми зонтиками. Впервые борщевик описали 1940-х годах, в середине прошлого века его целенаправленно завезли с Кавказа в центральную часть России как экспериментальную кормовую культуру. Быстро стало понятно, что борщевик токсичен и вызывает ожоги.

После употребления борщевика молоко коров сильно горчило, его отказывались пить даже телята. Да и борщевичный силос животные поглощали без аппетита. Кроме того, обнаружилась связь между борщевиком и бесплодием крупного рогатого скота, появлением на свет слабых телят. А позже выявили, что борщевик обладает и мутагенными свойствами.

Тогда от применения в сельском хозяйстве отказались. Но тем временем неприхотливое растение успешно распространилось по российским равнинам. Борщевику не страшны колебания температуры, он живет на любой почве и даже способен вытеснять другие виды растений.

Если условия вокруг становятся хуже, борщевик умеет годами задерживать цветение, но потом все-таки выдать свои двадцать тысяч семян с куста, говорится в сообщении на сайте Сколтеха.

Карта показывает, где сейчас распространен борщевик Сосновского
Scientific reports

«С борщевиком борются перепахиванием, скашиванием, химикатами и замещением культурными растениями, но это трудный и долгий процесс, потому что сорняк очень живуч и плодовит».

Цель нового исследования — показать, что будет, если не бороться с борщевиком. Ученые взяли три модели глобального потепления, которые различаются чувствительностью климата к концентрации углекислого газа в атмосфере. Однако расширение ареала сорняка произойдет при любом развитии событий.

Алгоритм предсказал вероятный ареал борщевика по восьми климатическим и почвенным характеристикам: содержанию песка и органики в земле; средней температуре; количеству осадков во время самого влажного месяца и другим.

Прогноз на 2040–2060 годы говорит о существенном риске заражения новых территорий, вплоть до севера страны. Чтобы окончательно извести сорное растение, нужно последовательно обрабатывать почву на протяжении нескольких лет, напомнили в Сколтехе.

Ранее ученые выяснили, как изменение климата влияет на жизнь белых медведей.

Исследование опубликовано в журнале Scientific reports.