Американская тля оккупировала Европу

Инвазивному виду потребовалось на это всего 18 лет

Российские ученые из Института экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН обнаружили, что шерстистая пепельная, или американская ясеневая тля (Prociphilus fraxinifolii) оккупировала всю Европу менее чем за два десятилетия после обнаружения насекомого на континенте. Результаты исследования опубликованы в журнале Forests.

Американская тля оккупировала Европу
Center for Invasive Species and Ecosystem Health at the University of Georgia

Впервые вредитель был зарегистрирован на континенте в 2003 году в Будапеште, куда был завезен на саженце пенсильванского ясеня, которым обычно и питается это насекомое. Спустя всего шестнадцать лет тля была замечена в Беларуси (Белоруссии) и восьми регионах европейской части России. Как отмечают ученые, обычно на распространение насекомых уходит гораздо больше времени. К примеру, колорадскому жуку понадобилось почти сорок лет, чтобы добраться из Восточной Европы на Урал.

Тля может нанести колоссальный вред растениям, поскольку способна быстро размножаться. Это насекомое высасывает сок из надземных органов растений, в результате чего листья сворачиваются и отмирают, бутоны деформируются и вянут, рост замедляется, а плоды перестают вызревать.

Исследователи считают, что тля могла распространиться из-за популярности ясеня, который часто высаживают в городах. В 2019–2021 годах ученые обследовали в общей сложности более 3,5 тысячи ясеней в разных регионах европейской части России и Беларуси (Белоруссии). Американскую ясеневую тлю нашли как в искусственных насаждениях, так и в самосевных деревьях и прибрежных лесах. До 30% обследованных ясеней оказались повреждены насекомым, и, как правило, вредитель поражал от одного до пяти растений, стоящих поблизости.

Использованы материалы пресс-службы Института экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН