Убивает за 8 дней: что известно про «панголиновый» коронавирус, который клонировали в Китае

Вирусологи решили поэкспериментировать

21 января 2024Обсудить

Zoonar via Legion Media

Большинство стран мира давно сняли ковидные ограничения, восстановлена работа транспорта, государственных учреждений, отелей, общепита. Но коронавирусные инфекции, по всей видимости, с нами надолго. Не успели мы толком разобраться, какие симптомы у «омикрона» и чем он отличается от «кракена», как ученые заявили, что по миру вовсю шагает «эрис», а затем — «пирола».

И ковид — далеко не единственная угроза: возможно, человечеству придется столкнуться с тысячами неизвестных вирусов, которые принесут животные, бегущие из привычных ареалов из-за потепления. Ведь если даже в ушах собак недавно обнаружили опаснейший грибок, что говорить об экзотических животных. Один из таких зоонозных патогенов, GX_P2V, похожий на пресловутый ковид, недавно клонировали китайские ученые. Зачем им понадобилась болезнь панголинов, разбирались коллеги из редакции.ru.

Все мыши умерли

Вирусом чешуйчатых ящеров заразили мышей, которые умеют синтезировать человеческий белок, чтобы проверить, какое воздействие возбудитель будет оказывать на нас, если кому-то доведется подхватить эту «хворь» от панголина или того, кому он ее передаст. Все подопытные мыши после таких манипуляций скончались.

Грызуны умирали в течение восьми дней, а сильнее всего от вирусной нагрузки страдали мозг, легкие, нос и глазные яблоки. Среди других симптомов — резкая потеря в весе, усталость, помутнение в глазах. Это позволило ученым сделать вывод о том, что вирус, несмотря на то, что очень напоминает COVID-19, всё же размножается по-своему.

Возбудитель передается воздушно-капельным путем, первые частицы обосновываются в дыхательных путях и лишь затем мигрируют в мозг.

«Тяжелая инфекция головного мозга на поздних стадиях болезни может быть основной причиной смерти этих мышей», — отмечают ученые.

Вирусологи предупредили, что возбудитель GX_P2V может угрожать и человеку. Исследование медиков из Китая пока не отрецензировано, но препринт доступен на портале bioRxiv.

Что известно про GX_P2V

Есть версия, что вовсе не летучая мышь, а безобидный на вид панголин первым передал коронавирус человеку, вызвав пандемию в конце 2019 года. Вирус обнаружили у малазийских ящеров еще в 2017-м, до того, как он попал в заголовки всех мировых информагентств. А поскольку вирусы прекрасно умеют мутировать, есть опасность, что за семь лет «панголиновый» штамм видоизменился, что сильно затруднит лечение и вакцинацию, если именно он положит начало новой пандемии.

На исследование китайских коллег отреагировали известные эпидемиологи и вирусологи.

Так, профессор Франсуа Баллу, эксперт по инфекционным заболевания Университетского Колледжа в Лондоне, написал в соцсетях, что исследование с научной точки зрения бессмысленно, однако, если что-то пойдет не так, последствия будут ужасны.

Ричард Эбрайт, химик из Университета Рутгерса штата Нью-Джерси, выразил опасения насчет уровня биологической безопасности во время проведения эксперимента с потенциальным пандемическим возбудителем.