Свет несуществующей звезды: «Джеймс Уэбб» снял бесконечно далекую Эарендель

Это самое далекое из открытых учеными светил

10 августа 2022
Эарендель в центре
NASA / ESA / CSA / STScI

Самый большой космический телескоп «Джеймс Уэбб», запущенный НАСА в конце 2021 года и начавший научную работу этим летом, приступил к своей следующей задаче — ученые давно ждут от орбитальной обсерватории данных по недавно обнаруженной звезде Эарендель, самой далекой от Земли. И «Уэбб» сделал снимки таинственного сверхъяркого гиганта, светившего 12,9 млрд лет назад.

В марте «Вокруг света» рассказывал о том, как Эарендель впервые обнаружили с помощью более старого телескопа «Хаббл». Она оказалась уже погибшей горячей и массивной звездой, которая сформировалась вскоре после Большого взрыва. То есть фактически на заре Вселенной, за что была названа утренней звездой — на древнеанглийском Эарендель.

Телескоп «Джеймс Уэбб» в представлении художника, 3D-иллюстрация
Alexandr Yurtchenko / Alamy

Когда излучался свет Эаренделя, который мы видим, Вселенной было 900 млн лет, что составляет всего 6% от ее нынешнего возраста.

доктор Виктория Стрейт

«В то время Эарендель находилась на расстоянии 4 миллиардов световых лет от прото-Млечного Пути, но за 13 миллиардов лет, которые потребовались свету, чтобы добраться до нас, Вселенная расширилась так, что теперь расстояние до нашей галактики составляет ошеломляющие 28 миллиардов световых лет».

Звезда стала самой далекой из известных человечеству, обойдя предыдущего гиганта Икара. Эарендель в 50 раз больше Солнца и в миллионы раз ярче. Обычно такие массивные небесные тела не живут долго.

«Утренняя звезда» тоже уже исчезла, взорвавшись как сверхновая. Однако мы пока не видим этого события. Свет, который доходит до нас сегодня, показывает нам Эарендель еще существующей в своем созвездии Кита в юной Вселенной.

Астрономы отмечают, что заметить такую удаленную, хотя и яркую, звезду получилось только благодаря естественному оптическому эффекту — когда многочисленные галактики выступают как мощная увеличительная линза для наблюдателей с Земли. Масса их скоплений усиливает свет и искажает ткань пространства. Из-за этого родительская галактика Эаренделя предстает на снимках в виде дуги.

Эту дугу и саму Эарендель «Джеймс Уэбб» сфотографировал с помощью камеры ближнего инфракрасного излучения NIRCam, которая захватывает длину волн в диапазоне от 0,6 до 5 микрон. Ей еще предстоит ловить свет других самых ранних звезд и галактик, чтобы дополнять знания ученых о рождении и развитии Вселенной.

По материалам Sci.news.