Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Свержение Аполлона: как возникла теория «лунного заговора»

Государства тратят баснословные деньги и десятки лет на то, чтобы получить достоверные факты. А граждане — годы жизни на то, чтобы найти им опровержение

26 ноября 2023Обсудить

Многочисленные опросы, проводившиеся в разное время как в США, так и в России, выдавали неожиданные результаты: оказалось, несмотря на то, что в публичном доступе имеется огромный массив данных, многие интервьюируемые люди поддерживали мнение, что высадки человека на Луну сфальсифицированы и никакого полета на наш спутник не было, а все кадры миссии «Аполлон» Стэнли Кубрик снял в павильонах Голливуда. В США такое мнение высказывали от 10 до 20% опрошенных, в России — от 50 до 70%.

Свержение Аполлона: как возникла теория «лунного заговора»
Источник:

Zikku Creative / SHUTTERSTOCK / FOTODOM

Количество подобных «антиаполлоновцев» вызывает интерес: как же так случилось, что люди верят в абсурдную теорию, ведь все высадки на лунную поверхность прекрасно задокументированы, и данные эти не засекречены?

Опережая события

Первые семена сомнений в реальности полетов на Луну были вброшены еще до завершения программы «Аполлон». В 1970 году в США путем самиздата вышла книга «Высаживался ли человек на Луне» (Did man land on the Moon). Ее написал некий Джеймс Крайни, пытавшийся доказать, что у человечества нет техники для полета на ближайшее небесное тело. Этот опус прошел почти незамеченным, поскольку на тот момент миллионы американцев могли видеть высадки на Луну в прямом эфире, а над проектом «Аполлон» и сопутствующими программами трудилось огромное количество людей.

Но в 1976 году эстафету от Крайни перенял Билл Кейсинг, написавший книгу «Мы никогда не были на Луне» (We never went to the Moon) — и вот она уже привлекла к себе гораздо больше внимания. Кейсингу удалось ввести в заблуждение читателей тем, что он представлялся как «инженер-конструктор, работавший в NASA». На самом же деле этот бывший торговец мебелью с 1956 по 1963 гг. всего лишь писал брошюры, освещавшие работу фирмы Aerojet Rocketdyne, которая разрабатывала сверхмощный двигатель F-1.

Однако именно этот псевдоинженер снабдил аргументами несколько будущих поколений: мол, на лунных фотоснимках есть оптические аномалии, но нет звезд; флаги, воткнутые в лунную поверхность, развеваются, чего не должно быть в вакууме; на местах посадок лунных модулей не видно кратеров от струй двигателей и т.п.

Более того, Кейсинг утверждал, что NASA вовсю практикует устранение «нежелательных свидетелей», убивая всех, кто готов донести до людей правду о фальсификации. Правда, сам он спокойно умер в возрасте восьмидесяти двух лет.

Золотая жила

Быть может, лунная конспирология так и не получила бы широкого распространения, если бы не некоторые обстоятельства. Книжку Кейсинга прочитал скандально известный в США человек по имени Ральф Рене. Сам он предпочитал называть себя «журналистом» и «расследователем», но, по сути, зарабатывал на распространении конспирологических теорий самого низкого пошиба. Ознакомившись с «выкладками» Кейсинга, Рене сообразил, что это «золотая жила», и принялся усердно ее разрабатывать. Он написал свою собственную книгу с громким названием «Как NASA показало Америке Луну».

А в 1977 году в прокат вышел художественный фильм режиссера Питера Хайамса «Козерог-1». Сюжет: власти США, не в силах отправить разрекламированную экспедицию на Марс, поэтому решают сфальсифицировать видеозаписи летящего корабля и фотографии марсианских пейзажей. Астронавты не желают участвовать в инсценировке. Дабы избежать раскрытия аферы, правительство распоряжается убить их. Американскому народу объявляют, что все погибли на обратном пути с Марса.

В фильме речь идет не о Луне, а о Марсе, однако это восприняли в качестве намека: дескать, киношники не могут рассказать все как есть и вынуждены прибегать к аллегориям.

Свержение Аполлона: как возникла теория «лунного заговора»

Российское издание книги Ральфа Рене сильно отличается от оригинала. Автор предоставил переводчику карт-бланш, которым тот не преминул воспользоваться

Источник:

litres.ru

Свержение Аполлона: как возникла теория «лунного заговора»

Афиша фильма Питера Хаймса «Козерог-1». Специалисты НАСА выступали в фильме техническими консультантами

Источник:

ASSOCIATED GENERAL/LEW GRADE / Album via Legion Media

На этой же волне возникает череда статей, книг, «документальных» фильмов о «махинациях программы „Аполлон“» от авторов, далеких от науки: писателя Билла Купера, профессора философии Джеймса Фетцера, телеведущего Клайва Льюиса, историка фотодела Джека Уайта, журналистов Маркуса Аллена и Герхарда Вишневского.

Дошло до того, что наиболее рьяные «разоблачители» начали атаковать астронавтов, ветеранов лунных программ. Так, режиссер-«документалист» Барт Сибрел дважды прорывался к Эдвину «Баззу» Олдрину и требовал, чтобы тот поклялся на Библии, что действительно летал к Луне. Выведенный из себя Олдрин, которому на тот момент было семьдесят два года, ударил Сибрела по лицу.

Сотни публикаций с громкими заголовками, заставляющими людей раскупать прессу, обвиняли режиссера Стенли Кубрика в том, что именно он отснял в павильонах Голливуда все лунные полеты. Почему именно Кубрика выбрали на эту роль, вполне понятно: в 1968 г. вышел его фильм «2001 год. Космическая одиссея», поразивший всех реалистическим видеорядом. Часть действия фильма происходит на Луне — за что и зацепились приверженцы теории фальсификации. Но стоит сравнить лунные пейзажи из «Одиссеи» с кадрами реальных высадок на Луну, как сразу становится очевидна огромная разница реальности и киношной постановки.

Свержение Аполлона: как возникла теория «лунного заговора»

Одной из самых сложных декораций в фильме Кубрика стала центрифуга диаметром 12 метров и весом 40 тонн. На ее постройку ушло 6 месяцев и 750 000 долларов

Источник:

CAP/KFS via Legion Media

Кстати, в последние годы компания Spacecraft Films опубликовала целую коллекцию DVD, содержащих многочасовые видеозаписи, сделанные в ходе экспедиций на Луну: нескончаемые часы полетов, показаний приборов и прогулок по унылой бесцветной лунной поверхности, какие-то рабочие переговоры за кадром или в тишине.

Для того чтобы просто отснять эти километры кинопленки, нужно очень много времени. А именно в эти годы у Кубрика вышли «Космическая одиссея» и «Заводной апельсин», время работы над которыми задокументировано весьма подробно. Вписать в плотный график съемки еще и работу над фальсификацией у Кубрика просто физически не было времени.

Собрание заблуждений

После того как «железный занавес» рухнул, информация мутным потоком хлынула в Россию. Первым российской аудитории о «лунном заговоре» поведал журналист Александр Гордон. В 1997 году вышел его фильм «Ревизская сказка: Американцы не были на Луне». В качестве «экспертов» выступили скандально известные Билл Кейсинг и Ральф Рене. Через пару лет Гордон выпустил фильм в дополненном виде — уже под названием «Собрание заблуждений: лунный ветер».

Свержение Аполлона: как возникла теория «лунного заговора»

Ральф Рене выступал с разоблачениями миссии «Аполлон» во многих телешоу. Во время одного из них бывший сотрудник НАСА Джеймс Оберг назвал Рене и его сторонников вандалами, крушащими культуру. Рене заявил, что ему нравится такая характеристика

Источник:

YouTube

Затем «лунное надувательство» с огромным рвением стал разоблачать публицист Юрий Мухин. Сначала он публиковал статьи на эту тему в своей радикально-политической газете «Дуэль», а потом собрал их под одной обложкой в книге «Лунная афера».

Занимающиеся профанацией авторы любят хвастаться, что их идеи поддерживают «настоящие ученые». Одним из таких «ученых» стал Александр Попов. Он действительно ученый — доктор физико-математических наук и специалист по лазерной оптике, но никогда не имел никакого отношения к космонавтике. Несмотря на это, его «исследования» и «экспертные оценки» приводят как весомый аргумент.

Проверка данных

Наиболее известным из приводимых «доказательств» фальсификации стал развевающийся на Луне флаг. Но на Луне нет воздуха, а значит, не может быть ветра.

Если посмотреть на кадры хроники миссии «Аполлон», то можно заметить, что нейлоновый флаг натянут на Г-образную алюминиевую стойку таким образом, что образовались складки. Развевается он, если эти трепыхания можно так обозначить, до тех пор, пока энергия, которую придали ему астронавты при установке, не рассеялась через флагшток.

Свержение Аполлона: как возникла теория «лунного заговора»

Высадка миссии «Аполлон-12» продолжалась более суток. На поверхности Луны космонавты были 31 час 31 минуту

Источник:

NASA

В 2008 году ведущие программы «Разрушители легенд» Джейми Хайнеман и Адам Сэвидж в 104-й серии своего шоу провели эксперимент в вакуумной камере, в ходе которого подтвердили, что флаг на Луне развевается именно так, как и должен.

Механика грунта

Точно так же не выдерживает критики и «аргумент», что якобы привезенный на Землю лунный грунт является подделкой. Все 382 килограмма грунта, вывезенного с Луны, хранятся в американской Лаборатории лунных образцов (Lunar Samples Laboratory) на территории Космического центра имени Линдона Джонсона в Хьюстоне. Каждый год эта лаборатория утверждает от сорока до пятидесяти заявок на исследование грунта, рассылая около 400 образцов. Лунный грунт можно заказать и для исследований, и для музейных выставок.

Антон Первушин, журналист, занимающийся изучением истории распространения лунной конспирологии, отмечает: «В 2009 году произошла курьезная история. В Национальном музее Нидерландов по ошибке выставили вместо лунного камня кусок окаменевшего дерева. Это недоразумение „антиапполоновцы“ очень любят использовать для доказательства своей правоты».

Тонкости съемки

Курьезны и замечания, что на фотографиях тени, отбрасываемые астронавтами и их оборудованием, разной длины и направления, чего быть не может, так как на Луне есть единственный источник света — Солнце, следовательно, все тени должны падать в одном направлении и быть одной длины.

Объяснение тут простое. Астронавты всегда высаживались в тех местах, где Солнце взошло недавно и находилось низко над горизонтом, чтобы оно не успело сильно нагреть поверхность Луны. Поэтому солнечные лучи падают на нее полого — и оттого направление и длина тени могут заметно измениться даже из-за небольших неровностей.

Часто задают еще один провокационный вопрос про фотографии: почему на снимках, сделанных астронавтами на Луне, нет Земли, ведь она бы так эффектно смотрелась — громадный голубой шар на черном фоне. Как известно, Луна всегда обращена к Земле одной и той же стороной. Поэтому Земля с точки зрения наблюдателя, находящегося на лунной поверхности, неподвижна. Если наблюдатель находится в центре видимого с Земли полушария Луны, то наша земля будет постоянно находиться прямо у него над головой.

Свержение Аполлона: как возникла теория «лунного заговора»

Карта посадок миссий «Аполлон»

Источник:

NASA

Если ознакомиться с картой посадок «Аполлонов», то можно заметить, что все они располагались не слишком далеко от центра видимой стороны Луны (за исключением «Аполлона-17», который сел ближе к краю лунного диска, чем к его центру). Это значит, что Земля для астронавтов была очень высоко над лунным горизонтом. Чтобы она попала в кадр, нужно сильно отклонить объектив камеры вверх от горизонтального направления — настолько сильно, что лунная поверхность при этом в кадр не попадет.

Однако члены экипажа «Аполлона-17» все же смогли сделать несколько фотографий, где в кадр попали и Земля, и лунная поверхность. То есть, лунные фотографии с Землей в кадре все-таки есть, но их не так много.

Свержение Аполлона: как возникла теория «лунного заговора»

Край Земли поднимается над лунным горизонтом. Это фотография сделана с космического корабля «Аполлон-17» на лунной орбите во время последней миссии НАСА

Источник:

NASA

Много претензий и к условиям съемки: кто мог управлять телекамерой, которая снимала взлет «Аполлона-17» с Луны, если на Луне никого не осталось (камера двигалась и поворачивалась вверх, отслеживая улетающий корабль).

Оставленной на Луне астронавтами камерой по радио управлял телеоператор Эд Фенделл, находившийся центре руководства лунными полетами в Хьюстоне. Радиосигнал с картинкой идет с Луны на Землю чуть больше секунды, а сигнал управления телекамерой назад с Земли на Луну — еще столько же.

Но момент старта «Аполлона-17» с Луны был точно известен заранее, траектория его полета — тоже. Фенделл подал первую команду на камеру за секунду до старта. Он смог проследить за подъемом «Аполлона» с Луны, не выпустив корабля из кадра, благодаря точным предварительным расчетам и своему высокому мастерству.

При просмотре телепередач с Луны иногда ощущается, что реакция оператора запаздывает: астронавты неожиданно начинают двигаться и выходят из поля зрения камеры, а та поворачивается за ними не сразу, а через пару-тройку секунд. Это происходит как раз из-за запаздывания управляющего сигнала.

Свержение Аполлона: как возникла теория «лунного заговора»

Эд Фенделл управлял камерой лунохода с Земли, что с технологиями того времени было весьма непросто

Источник:

NASA

Стоит обратить внимание на одно важное обстоятельство, которое приверженцы теории фальсификации обычно не принимают во внимание. Старт программы освоения Луны провозгласил президент США Джон Кеннеди, выступивший 12 сентября 1962 года в Университете Райса со знаменитой речью «Мы выбираем полет на Луну». Кеннеди, как известно, был выбран от Демократической партии США. Основной объем работ по лунной программе был произведен при его преемнике Линдоне Джонсоне — который тоже был демократом.

«Аполлон-17» стартует с Луны 14 декабря 1972 года. После этой миссии человек так больше и не ступал на поверхность спутника

Однако «сливки» от работы над программами на Луне довелось собрать уже Республиканской партии. Республиканец Ричард Никсон стал президентом 20 января 1969 года — когда до старта экипажа Нила Армстронга, Базза Олдрина и Майкла Коллинза оставалось полгода.

Сложно представить, что Никсон, обнаружив, что его политические конкуренты-демократы дурачили избирателей, тратили деньги, выделенные на лунную программу, на подготовку фальсификации, не воспользовался бы подарком судьбы и не нанес бы такой удар по Демпартии, от которого она бы уже не оправилась.

Накал борьбы между «республиканцами» и «демократами» уже тогда был крайне высок — о чем свидетельствует разразившийся несколько лет спустя Уотергейтский скандал об установке прослушивающей аппаратуры, который привел к отставке самого Никсона.

Собственно, один этот факт мог бы закрыть вопрос о «заговоре правительств», однако лишь в США сторонников этой теории — полтора десятка миллионов, и со временем число их растет. Только новые исследования глубин космоса способны выключить этот счетчик. Или переключить внимание на нечто еще более загадочное. В игру вступили Китай и Индия.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, ноябрь 2023

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения