Комикс возник в конце XIX — начале XX века, когда в газетах стали печатать серии рисунков с постоянными героями. Журналист Тинтин — популярный герой комиксов того времени.
Предшественники комикса — иконы, церковные фрески, античные серии барельефов, рисунки в пещерах, славянские лубки и потешные листки…
1926 год — в комиксе впервые появился «пузырь», или «бабл». В 1938 году в США выходит первый номер журнала Action Comics с Суперменом на обложке, с которого начинается золотая эпоха комиксов про супергероев.
Знаешь, почему Супермен и Бэтмен изображены в трусах? Их создали в 1930-е годы, когда главными кумирами были цирковые силачи. А они, собственно, и ходили в трусах.
Во второй половине XX века случился расцвет независимых комиксов и графических романов. Теперь комикс — это не только о супергероях, но и о повседневной жизни или сложных исторических событиях. Найди в нашей подборке то, что тебе ближе!
«Маус» Арта Шпигельмана
Самоуверенные, крепкие нацисты и хрупкие заключённые в полосатой робе. Как рассказать о холокосте так, чтобы не слишком натуралистично, но в то же время понятно всем? Арт Шпигельман нашёл решение, представив немцев в образе котов, а евреев — в образе мышей. Его книга стала первым в истории графическим романом, получившим Пулитцеровскую премию — самую престижную награду Америки в области журналистики и литературы.
«Персеполис» Маржан Сатрапи
Если ты когда-нибудь чувствовал себя замкнутым в своей стране или городе, как в консервной банке, то наверняка будешь сопереживать героине. Свободолюбивая девушка растёт в Иране, где власть захватили религиозные фундаменталисты и вводят всё больше запретов. Комикс расскажет, как отстоять свои ценности и обрести свободу.
«Сурвило» Ольги Лаврентьевой
Ещё одна история об истории. Бабушка петербургской комиксистки пережила блокаду и стала свидетельницей сталинских репрессий. Художница нарисовала об этом графический роман — одновременно и трагический, и наполняющий надеждой. Чтобы повествование было абсолютно точным, Ольга даже изучила в архиве ФСБ дело, сфабрикованное против её прадеда.
«Босоногий Гэн» Кэйдзи Накадзавы
Герой книги Гэн Накаока, как и её автор, стал свидетелем атомной бомбардировки Хиросимы. У мальчишки погибла почти вся семья, а он смог выжить и сохранил любовь к людям и мечту — стать художником-мангакой. Это лучшая антиреклама милитаризма; читая этот комикс, ты наверняка будешь плакать навзрыд.
«Прибытие» Шона Тана
Этот комикс способен развить фантазию. Один человек уезжает из дома — куда и зачем? И на каком причудливом языке говорят вывески в городе, где он оказался? Австралийский художник создал притчу о переезде, поисках себя и о том главном, что способно поддержать. В 128-страничной книге нет ни единого слова: только картинки, выдержанные в тонах сепии, как фотографии начала XX века.
«Хранители» (18+) Алана Мура
Супергеройская история, вывернутая наизнанку. Ночная сова, Доктор Манхэттен, Шёлковый призрак и Озимандия вышли на пенсию. Но вот на экс-борцов с преступностью начинается охота. Кто хочет их устранить и кто сможет защитить? Алан Мур впервые показал супергероев слабыми, а ещё продемонстрировал, насколько острополитическим и социальным может быть комикс.
«Песочный человек» (18+) Нила Геймана
Безумный сюжет и крышесносная графика. Супергерои из Лиги справедливости встречаются с библейскими персонажами Каином и Авелем, а скандинавский бог обмана Локи — с фуриями, древнеримскими богинями мести. Над серией трудились больше десятка художников, и каждый по мере сил разрушал каноны жанра — оцени кислотные цвета и необычное расположение кадров.
Суд над комиксами
Репортаж из зала заседания
Любители комиксов испытывают постоянное давление со стороны старших и учителей. Приходится выслушивать, что это несерьёзное чтиво, от которого якобы глупеют. Если бы комиксы предстали перед судом, то заседание выглядело бы примерно так.
- Обвинитель — учительница литературы Марьиванна 
- Защитник — Василий Иванов, ученик 10-го класса «Б» города N 
- Присяжные — одноклассники Иванова 
- Судья — мама Иванова, которая покупает ему книги 
- Чтение комиксов мешает развивать фантазию. Вместо того чтобы воображать себе героев и место действия, ты видишь всё это на картинках. 
- Комиксы — отличная тренировка для мозга. 
- Учёные доказали, что во время чтения так их книг задействуются зоны, ответственные за анализ зрительной, текстовой… 
- …и даже звуковой информации 
- Любители комиксов просто ленятся читать. 
- Чтение комиксов совсем не мешает любить другие книги. 
- А некоторых детей книжки с картинками даже готовят к лучшему восприятию текстов 
Картинки в комиксах слишком примитивные.
- Читать комиксы несерьёзно. Супергеройские истории слишком далеки от жизни. 
- Читая современные комиксы, вы будто попадаете в галерею, где выставлены работы лучших художников. 
- Это живопись, перебравшаяся в книжку и ставшая визуальным языком. 
- В этом жанре работают такие мастера, как Дэйв Гиббонс, Стив Дитко, Брайан Болланд, Фрэнк Миллер, Брехт Эвенс. 
- Существуют документальные комиксы, которые поднимают самые сложные темы и проблемы, рассказывая о блокаде Ленинграда, ядерных бомбардировках Хиросимы и Нагасаки, войне в Афганистане или судьбе женщин в Иране. 
- Комикс оправдан! 
P. S. Вещдоки по делу — удивительные несупергеройские комиксы — мы изучили на предыдущем развороте.
Отрывок из книги Елены Кузнецовой «От Одиссея до Гарри Поттера. Наглядная навигация по морю литературы: для ср. шк. возраста» (илл. Виктории Самсоновой). М.: Издательство Манн, Иванов и Фербер (МИФ), 2023.
Читайте книгу целиком
3000 лет литературы под одной обложкой. Эта яркая и остроумная книга проведёт читателя через тысячелетия истории литературы: от «Эпоса о Гильгамеше» до романов, созданных нейросетью. Вы узнаете, как появилась литература, что общего между древнегреческими трагедиями и голливудскими блокбастерами, как женщины ворвались в рейтинги самых читаемых писателей мира и почему рэперы тоже поэты. А ещё выясните, какая поэма самая длинная, какое произведение писалось полторы тысячи лет и как комиксы заняли в литературе достойное место.
Благодаря этой книге вы научитесь отличать романтизм от реализма и модернизма, утопию — от антиутопии, узнаете, как поэты эпохи Возрождения складывали сонеты и что нужно смешать, чтобы получился киберпанк. Даже в старинных текстах вы сможете найти что-то близкое для себя и, конечно, обзаведётесь внушительным списком произведений к прочтению. Для детей среднего школьного возраста и широкого круга любителей книг и литературы.
