Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Идеальное оружие: как писатели и режиссеры хотели уничтожить человечество

Топ-5 оружия Судного дня, по версии деятелей искусства

21 апреля 2021

Казалось бы, уничтожить цивилизацию — задача не из легких. Тем более, что реальные возможности для этого, такие как, скажем, ядерное оружие, появились у человечества сравнительно недавно. Тем не менее литераторы и режиссеры давно придумывают сценарии конца света и пытаются воплотить их на бумаге и экране соответственно. «Вокруг света» представляет импровизированный топ-5 оружия Судного дня, по версии деятелей искусства.

Идеальное оружие: как писатели и режиссеры хотели уничтожить человечество
Источник:
Getty Images

Ядерное оружие

Да, вот так банально и начнем — с оружия, которое существует и даже было применено в боевых условиях в Хиросиме и Нагасаки в 1945 году. Но вообще ученые начали задумываться о ядерной бомбе как об оружии невиданной мощи задолго до ее реального воплощения в жизнь, а литераторы подхватили эту мысль на волне увлечения науки опытами Кюри с радиоактивностью. «Мир — рвался в опытах Кюри / Атомной, лопнувшею бомбой», — написал Андрей Белый в поэме «Первое свидание» еще в 1921 году. Видимо, он и употребил это словосочетание на русском языке впервые.

Идеальное оружие: как писатели и режиссеры хотели уничтожить человечество
Ядерные испытания США на атолле Бикини в 1946 году
Источник:
Getty Images

На Западе образ ядерной войны был впервые использован Гербертом Уэллсом в романе 1914 года «Освобожденный мир». Уэллс совершенно точно опирался на представления физиков о том, что в радиоактивных металлах сокрыто огромное количество энергии, которое высвобождается при ядерном распаде. В тексте его книги довольно подробно описываются принципы новейшего оружия и мировой войны с его применением. Получившийся мир выглядит довольно экзотично: лихие пилоты поршневых истребителей в стиле начала Первой мировой сбрасывают на столицу врага ручные бомбы чудовищной силы. В отличие от реального ядерного оружия, действие уэллсовских бомб растянуто во времени — после сброса они образуют что-то вроде вулкана невиданной силы. 

Большой ядерной войны человечество, к счастью, так и не увидело. Хотя и подходило к этой грани несколько раз, а мощности накопленных атомных и водородных бомб, скорее всего, хватит, чтобы уничтожить если не всё человечество, то цивилизацию в ее нынешнем виде уж точно. 

Что еще посмотреть и почитать на тему ядерного апокалипсиса

  • Мори Масаки. «Босоногий Гэн» 

  • Джимми Т. Мураками. «Когда дует ветер»

  • Джон Херси. «Хиросима» 

  • Филипп К. Дик. «Доктор Смерть, или Как мы жили после бомбы»

Кобальтовая бомба

Кобальтовая бомба — по сути, тоже ядерная, но с хитринкой. Это популярное во второй половине ХХ века теоретическое решение для так называемой машины Судного дня, способной навсегда покончить с человечеством. Идея в том, что оболочку бомбы можно сделать из кобальта-60. Радиоактивность одного грамма этого вещества на порядки выше, чем в случае с привычным ураном-238 — 42 терабеккереля против 12,5 килобеккерелей. Период полураспада кобальта-60 составляет более пяти лет, так что в результате мы имеем стойкое и сильнейшее радиоактивное заражение местности, длящееся годами и десятилетиями, не сравнимое с последствиями обычных ядерных и водородных взрывов.

В культуре, пожалуй, самое известное упоминание кобальтового оружия относится к фильму Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу». Сюжет этой антивоенной сатиры строится на том, что кобальтовое устройство уже построено в СССР. И оно взорвется, уничтожив на планете всю жизнь, если начнется ядерная война. Что и происходит в финале картины. 

Что еще посмотреть о кобальтовой бомбе  

  • Тед Пост. «Под планетой обезьян»

Климатическое и геофизическое оружие

В романе советского фантаста Александра Казанцева «Пылающий остров» американский ученый и по совместительству глава оружейной корпорации поджигает воздух над тихоокеанским островом Аренида. Не только из мизантропии, конечно, а и ради бизнеса: сжиженный воздух можно будет продавать, а для самых богатых и успешных построят подземные убежища с нормальным микроклиматом. Вот это и есть климатическое оружие: его поражающим фактором служит влияние на природные процессы, погоду, климат.

Окружающая среда становится враждебной к противнику — на него теоретически можно наслать наводнения, озоновые дыры, землетрясения, засуху или ураган. При должном усердии можно попробовать вообще уничтожить на планете всё живое: активировать мегавулканы или остановить теплые океанические течения. Современные возможности человека влиять на климат, конечно, гораздо скромнее, но вызывать на ограниченной территории дожди или засуху мы уже давно более-менее научились. Например, распыленный в облаках йодид серебра вызывает контролируемое выпадение осадков, чем и пользуются, например, для обеспечения чистого неба на время воздушных парадов.

Идеальное оружие: как писатели и режиссеры хотели уничтожить человечество
Источник:
Getty Images

В гипотетическом климатическом оружии примечательно то, насколько его любят сторонники теорий заговора. Ведь любую непогоду, любую природную аномалию с этой точки зрения можно объяснить именно вражескими кознями. Самый известный объект, который регулярно обвинялся в атаках на другие страны с помощью климата, — американский комплекс ионосферных исследований HAARP, проработавший на Аляске до 2013 года. Никаких научных подтверждений его зловредности, кажется, так и не обнаружено.

Что посмотреть о геофизическом оружии 

  • Дин Девлин. «Геошторм»

Боевые вирусы и бактерии

Вырвавшийся из секретных лабораторий вирус в последние десятилетия стал одним из главных сюжетов фантастических фильмов и книг. Кажется, в рассказах о постапокалипсисе он серьезно потеснил даже привычные в прошлом веке мотивы ядерной войны. Немудрено: после распада СССР опасность взаимного уничтожения с помощью ядерного оружия серьезно снизилась, а вот вирусы никуда не делись. Напротив, они продолжили жить и развиваться, чему подтверждением и пандемия COVID-19, в условиях которой мы живем сейчас. Показательно, что одной из первых версий ученых стало предположение об искусственной природе этого вируса.

Идеальное оружие: как писатели и режиссеры хотели уничтожить человечество
Источник:
Getty Images

Кажется, такие новости нисколько не удивляют человечество: еще во времена средневековых чумных эпидемий люди видели в них в том числе злую волю врага (на роль которого назначались любые неугодные местным общинам люди). Как оружие инфекционные агенты, впрочем, применялись еще в античные времена. Скифы, по свидетельству римского писателя Клавдия Элиана, обмазывали наконечники стрел в конском навозе. По словам исследователя биологического оружия Михаила Супотницкого, это наверняка приводило к поражению противника возбудителями столбняка и газовой гангрены. 

Однако всерьез изучать и разрабатывать боевые вирусы и бактерии мы стали только в конце XIX века. А уж в ХХ веке исследования, несмотря на запрет биологического оружия, развернулись вовсю. Открытия в области генетики, позволяющие модифицировать микроорганизмы по желанию создателя, дали сюжетам о вирусном апокалипсисе новую степень свободы: теперь можно было не только фантазировать о микробах с заданными смертельными свойствами, но и реально создавать их.

Впрочем, некоторые авторы не идут на поводу у штампов о зомби-апокалипсисе или очередной чумной пандемии и используют тему эпидемии более неожиданно. Например, в романе Дэвида Брина «Вирус альтруизма» ученый выпускает в свет открытую им бациллу человечности, активирующую лучшее в людях. 

Что еще почитать и посмотреть на тему пандемий и смертельных вирусов

  • Герберт Уэллс. «Похищенная бацилла» 

  • Стивен Кинг. «Противостояние» 

  • Крис Картер. «Секретные материалы»

Нанооружие

Одна из главных футурологических страшилок эпохи киберпанка и посткиберпанка — нанооружие. Микроскопических роботов можно использовать для невероятно благих дел — отправить их очищать природу или уничтожать рак. Но что, если такие наноботы получат возможность реплицировать себя, используя для этого, грубо говоря, подножный корм? Апокалиптическая возможность такого сценария впервые была подробно описана американским ученым и научным писателем Эриком Дрекслером в середине 1980-х в книге «Машины созидания». По теории «серой слизи» Дрекслера, неконтролируемое размножение наноустройств приведет к тому, что они быстро превратят в себе подобных всю доступную им материю.

Идеальное оружие: как писатели и режиссеры хотели уничтожить человечество
Источник:
Getty Images

За пару лет до выхода книги американского ученого нечто подобное было придумано польским фантастом Станиславом Лемом, впрочем, его сценарий развития событий оказался не столь катастрофическим. Разработанные искусственным интеллектом организмы в книге «Мир на Земле» действовали только против сложной техники, не трогая людей и прочих живых тварей. 

Подобные реплицирующиеся аппараты так и не были созданы — сама необходимость их разработки по-прежнему остается спорной. Однако со времен Дрекслера нанотехнологии сделали сразу несколько шагов вперед, поэтому кто знает, чего нам еще ждать? Может быть, эпоха искусственных вирусов и вправду не за горами? 

Что еще почитать о нановирусах и технологиях

  • Нил Стивенсон. «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц» 

  • Олег Дивов. «Симбионты»

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения